Объявление 13 страница

Узнав о его деятельности, митрополит Виталий (РПЦз) тотчас же прислал благословенную грамоту на его тру­ды: «Игнатию Тихоновичу Лапкину преподается нами Божие благословение на всестороннюю миссионерскую деятельность – проповеди Слова Божия, защиту и укрепления веры в Российской Православной Церкви. Кирио-Пасха 1991 год» (7 апреля по н. ст.) Когда же ему пришлось побывать в Джорданвильском монастыре, Нью-Йорке, Вашин­гтоне, Сан-Франциско, Лос-Анжелесе и других городах – везде просили выступить перед народом. Сами же иерархи, там присутствовали всег­да, и архиерей поехал на беседу с бап­тистами.

Свиде­тельство может быть и через внешний вид человека. Для мужчин – не порченная борода, для женщин – длинные волосы, отсутствие кос­метики, украшений, длинные платья, откры­тое совершение крестного знамения при еде и питье, при езде в транспорте и других случаях. При еде над чашкой не склоняться, ибо, Ва­силий Великий говорил: «всякое животное скло­няется к пище, и только человек подносит пищу к себе», не облокачивайся: «Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче» – Сир. 41:24.

Душа находит свое­го Жениха Христа при свидетельстве о Нём (Песнь 5 гл.). Когда же раздастся глас Христов к спелёнутой проповеди и богослужению на родном русском языке в России? «Ей, гряди, Господи Иисусе!» «Литургия» (греческ.) – пе­реводится, как «общее дело», кораблестроение – постройка всеми без исключения члена­ми церкви. Общее – по мере сил. Но неверую­щие наёмники лжепастыри хотят дело пропо­веди сделать только их личным делом («коза ностра» – наше дело), т.е. говорить, что им за­благорассудится, не сравнивая с Библией (Кирилл Иерусалимский). Иероним Стридонский тако­вых пастырей называет антихристами, а мол­чащих Василий Великий называет Идолами. Ико­ны, крестик, религиозные картины, музыка, песни духовные, – всё это – благовестие по мере сил. Распространить истину в книгах, по ра­дио, телевидению – и это дар свидетельства о Христе. Книгоноша Евангелий в романе «Бе­сы» Достоевского зовет к подражанию.

Я. Полонский повествует о слепом проповеднике с мальчиком-поводы­рем, который однажды решил отлучиться по своим делам, а мисси­онеру сказал:

«С вершин увида­ли тебя пастухи,

Ка­кие-то старцы стоят на дороге.

Вот жены с детьми, говори им о Боге,

О Сыне распятом за наши грехи».

И стар­ца лицо просияло мгновенно..

Как ключ пробивающий камен­ный слой,

Из уст его бледных живою вол­ной

Высокая речь по­текла вдохновенно.

Без веры таких не бы­вает речей...

Казалось слепцу в славе небо являлось.

Дрожащая к небу рука поднима­лась,

И слезы текли из потухших очей.

Но вот догорела заря золотая

И месяца бледный луч в горы проник.

В ущелье повеяла сы­рость ночная,

И вот проповедуя слышит: «Старик!

Довольно, пойдём, никого уже нет».

Замолк грустно старец, главой поникая.

Но только замолк он, от края до края:

«Аминь», – ему грянули камни в ответ.

В годы сталинского режима верных служи­телей Бога ссылали на перековку в морозилки севера...

Настанет день и скажет Бог Всесильный:

«Довольно, север, пленников отдай.

Пришла весна, посев настал обильный,

Моих сынов на труд выпровождай».

Падут оковы, цепи разо­рвутся,

Христовы воины свободу обретут.

Ве­ликой силой Духа облекутся,

И Слово истины в народы понесут.

Всегда говори только о том, что сам пере­жил, хорошо понял. Епиктет и Астион повторяли только: «Я христианин». Иные повторя­ют: «Христос царствует!», «Христос умер за нас и воскрес…» – 1 Кор. 15 гл. Самарянке до­статочно было одной беседы, чтобы привести к источнику воды живой город Сихарь. Разбой­ник же сказал лишь: «Господи, помяни…», – и этого было достаточным, чтобы и его Господь исповедал в небесах. Чтобы двинуть мир, двинься сам сначала.

В пользу проповеди всё: и рождение, и смерть, и мир, и война, и здра­вие, и болезнь – только говори по Писанию, как его истолковали святые отцы Вселенской Церкви. VI Всел. 19 правило. Не прибавляй к слову Божию и не мудрствуй излишне, чтобы слово было о Христе, о спасении, строгое и благостное. Говори и знай, когда и где мол­чать. «Говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать »; «не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями»; «прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай, и прежде болезни заботься о себе»; «многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден»; «с безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи» – Сир. 32:10, 31:37, 18:19, 20:8, 22:12; «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас» – Тов. 12:7.

Прочтём материал о русском языке, о до­зволенности проповедовать о Христе. Кто-ли­бо неправославный и не поймет о чём речь – и так ведь понятно всё. Да, истина настолько ясная, но нас приучили жить во тьме непонят­ности, невозрождённости. Сказано же: прежде было – первые христиане причащались из де­ревянных чаш золотыми сердцами, а теперь из золотых чаш деревянными сердцами.

Из материалов священного собора Российской пра­вославной церкви 1917-18 гг.:

IV.Определение А.П.2... «для большего же усиления и развития пра­вославного христианского благовестия, сооб­разно с требованием нашего времени, весьма желательно привлекать к делу... способных к проповедничеству благочестивых мирян, при­чем... может быть допускаемо и на церковной кафедре за богослужением... (с благословения епископа и местного священника).

III. С чего начинать устроение православного при­хода?... Прежде всего выяснить, кто действи­тельно принадлежит к Церкви Христовой... Итак «...предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» – Лук. 9:60. Это повеление каждому христианину!

О семье

Муж и жена сотворены Богом по образу и подобию Божию: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» –Быт. 1:27. Любое человеческое общество при нормальном разви­тии основывается на трех столпах: вера в Вы­сшее Существо, семья, частная собственность. У христиан это – вера в Святую Троицу, Бога От­ца и Сына и Святого Духа. Семья, основанная на Библейских, Евангельских заповедях и пра­вилах, канонах соборов и святых отцов; и час­тная собственность от трудов своих честных. Богоборческий режим разрушил все три опоры, рассыпалось государство, семья, наступило об­нищание.

По восстановлению правильных Божествен­ных отношений между Богом и человеком не­обходимо сегодня в России начать поголовное оглашение, катехизацию, Евангелизацию. На­иболее опасным сегодня по этому вопросу яв­ляется мода на религию, веру. Обмирщение патриаршей православной церкви в России яв­ляется главным звеном в этой цепи: неверую­щие священники, засланные в ряды верующих органами КГБ, враждебные элементы, архи­ереи, ставленники Политбюро – предательская декларация митрополита Сергия, отдавшего церковь в руки атеистов – наиглавнейшая беда церкви. Доколе по всем вопросам, также и в вопросе семьи, не будет во главу угла постав­лено Священное Писание, каноны Церкви, до­толе всё, совершаемое в Церкви будет делаться не для Неба, не для Христа, не для духовного возрождения России, а в угоду тёмных сил, на пользу врагу душ наших, на потеху врагов Божиих.

Подлинное покаяние, истинное обраще­ние к Богу и настоящее крещение, в котором возрождается, воскресает новый человек, где умирает старый грешник, – без этого всё в цер­кви будет лишь жалкой имитацией, подража­нием Истине, обольщением невежд.

После грехопадения Бог установил неизмен­ную доныне иерархию власти: муж – глава. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» – 1 Кор. 11:3, «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» – Быт 3:16. Внешне это выражено в том, что при бракосочетании жена всегда стоит слева (низшая сторона, греховная – как и ниж­няя перекладина на кресте, наискось наклонена в левую сторону) и на голове должна иметь знак власти, на ней головной убор при молитве и пророчествовании. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» – 1 Кор. 11:4-10.

«...определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного: если это клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, если же миряне, отлучать от общения церковного». VI Всел. 62. И даже ради подвижничества не позволяется одеваться женщине в мужскую одежду, ни мужу в жен­скую. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие»Втор. 22:5; « если какая-либо жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою (то есть под проклятием)» Ганг. 13. Поступающие иначе делают это «по воле князя (диавола) по обычаю мира» – Еф.2:2.

Горе ожидает мужа и всю семью, где жена по наущению диавола добьется равен­ства с мужем или будет держать первенство. В такой семье нет Бога, нет порядка, растут дети уроды с женской психикой, склонной и подат­ливой к греху и ко всему дурному. Бог запре­тил женам произносить в церкви единое слово: «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не по­зволено им говорить, но быть в подчинении, как и закон говорит» – 1 Кор. 14:34. В книге Есфирь 1:17 повествуется о неподчинении цари­цы своему мужу. Тогдашний Верховный совет империи издал закон, отстраняющий царицу навсегда от царства, дабы прочим женам всех семей до простолюдина было ясно и «все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого».

Взаимоотношения мужа и жены кратко вы­ражены так: в любой ситуации, кроме наруше­ния супружеской верности, муж должен любить жену свою так, что если того потребуют обсто­ятельства, отдать за жену жизнь, как и Христос за Церковь. Жена же всегда должна быть по­слушной во всем мужу и быть безмолвной:

«Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» – Еф.5:22, «ибо не муж от жены, но жена от му­жа» – 1 Кор. 11:8, – таков порядок творения.

Жена была сотворена потом, специально для мужа. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» – Мф. 19:4. «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» – 1 Тим. 2:14. «Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» – Кол. 3:18, повиноваться «как при­лично в Господе», «да не порицается слово Божие» – Тит. 2:5.

Этот порядок сохраняется доны­не: муж выбирает жену себе, только бы она бы­ла верующая, т.е. в Господе. «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» – 1 Кор. 7:39 ибо что общего у верующего с неверующим, у овцы и волка. «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» – 2 Кор. 6:15 «и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» – Втор. 7:3. Но если сочетались до уверования, то уверовавшая сторона не дол­жна оставлять оставшегося в неверии, если этот желает жить с ним. «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» – 1 Кор.7:12-17.

Брак установлен Богом в раю. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» – Быт. 2:24. 51. «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Также и мирянин» Апост.51, и брачное честное сожительство поч­тенно Ганг. 21. Есть еретики, говорящие, что женатому не спастись. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» – 1 Тим. 4:3. Таковых цер­ковь отлучает («Если кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющуюся, гнушается, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие: да будет под клявою». «Если кто девствует, или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства: да будет под клятвою» Ганг. 1, 9), и если жена будет гну­шаться брака и по этой причине оставит мужа, она под клятвою (Ганг.14). «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит своей жены под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина» Апост. 5,51.

После уверования трудно найти более важ­ный шаг в жизни, как правильный выбор же­ны, мужа. Почему Библия и поучает искать не внешней красоты, но сокровенного человека нетленной красоты. От этого будет зависеть бо­гатство семьи, воспитание детей, количество и качество друзей, здоровье и долгота жизни и само вечное спасение бессмертной души.. И нет другого, более легкомысленно принимаемо­го решения, как это – «женился на скорую руку, на долгую муку». Н.И. Пирогов, Ян Амос Коменский утверждают, что самое трудное – вос­питание юношества: а это уходит в самую ко­лыбель – самое трудное с детьми водиться и Богу молиться, т.е. правильно, пламенно и со сле­зами совершать сие для будущего.

Каким быть будущему мужу и жене, всему этому нужно учить с пелёнок, внушать постоян­но. «Родители, которые не учат детей Боговедению, хуже убийц», – утверждает Иоанн Златоуст. Ушинский напоминал, что у ученика уши рас­тут на спине. «Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их... Не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нече­стивых. Кто любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им... поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет трево­житься сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, дела­ется дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним, и после не скре­жетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Наги­бай шею его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» – Сирах 7:25. 30:1-13. «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не ум­рёт» – Притч. 23:13. «Кто жалеет розги, своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства на­казывает его» – Пр. 13:25. «Ибо Господь, кого лю­бит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказа­ние, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. При том, если мы, будучи наказываемы плот­скими родителями, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» – Евр.12:6-9. «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для поль­зы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Вся­кое наказание в настоящее время кажется не ра­достью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» – Евр. 12:10-11.

Метод наказания и ласки должен быть согласованным, в меру, соразмерно преступле­нию, и не во гневе, а с разъяснением. «Отцы, не раздражайте детей, дабы они не унывали» – Кол. 3:21, «Дети, будьте послушны родителям ва­шим во всем, ибо это благоугодно Господу» – Кол. 3:20. «Я знаю, – говорит Златоуст, – многие пре­зрели бы обещание вечных благ, если были бы свободны от наказания, потому наказание более содействует спасению, нежели обещание вечно­го блаженства.

Когда император Феодосий Старший решил дать наилучшее образование своим сыновьям Аркадию и Гонорию, то велел сделать розыск по Во­сточной и Западной империи, чтобы найти та­кого человека, который обладал бы всей мудро­стью и мирской и духовной. С великим трудом обрели такого – Арсения Великого (память его 8 мая, умер в 450 г.). Вот как говорил Феодосии, вручая детей на воспитание, готовя из них двух императоров: «Теперь ты будешь им более от­цом, нежели я, потому что труднее воспитать, нежели родить... приучи их к добродетели и обучи их премудрости; как отец их духовный, позаботься о том, чтобы они избегали разных юношеских соблазнов» (Жития за май стр. 246-248). Однажды войдя в класс император увидел, что сыновья его сидят, а учитель стоит. Он опе­чалился и запретил так учить, считая их царями. Он сказал Арсению, что если они не научатся бояться Бога, то лучше, чтобы они не только не были царями, но прежде умерли, чем позволить им вырасти во зле, на погибель как своей собственной душе, так и прочих душ человеческих...

Случилось однажды, что Арсений как-то за­метил за Аркадием некоторый проступок. Рас­сердившись на него, Арсений побил его розгою, и при том так сильно, что Аркадий помнил это наказание до самой смерти своей, ибо следы ро­зог остались на теле его»... «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга уда­лит её от него» – Пр. 22:15.

«Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их, и не показывай им весёлого лица твоего» – Сир. 7:26. «Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на уни­жение» – Сир. 22:3.

Вот закон какой был у Изра­иля, а теперь и у некоторых горных народов: «Если после брачной ночи не найдётся девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города побьют её камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело... так истреби зло из среды себя» – Втор. 22:20-21. Сегодня, пожалуй, и хоронить не­кому будет. «Наклонность женщины к блуду узнаётся по поднятию глаз и век её. Над бесстыд­ной дочерью поставь крепкую стражу, чтоб она, улучивши послабление, не злоупотребила со­бою» – Сир. 26:12. «Дочь для отца – тайная посто­янная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности, её, как бы не отцвела, а в замужестве – как бы не опротивела... над бесстыдной до­черью усиль надзор, чтоб она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и уп­рёком в народе, и не осрамила тебя пред обще­ством» – Сир. 42:9-11. «Как бы не осквернилась и не сделалась беременной в отцовском доме, в замужестве – чтобы не нарушила супружеской верности. А сегодня матери сами приводят де­тей-малюток учиться танцам – в училище раз­врата. Горе тебе, бедная, за то, что... украшала дочерей твоих в блудодеянии, чтобы они нра­вились и славились у любовников твоих, кото­рые всегда желали блудодействовать с тобою» – 3 Езд. 16:47.

Старшие должны подбирать невесту сыну своему («Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости — погибель и великое неустройство, а от непотребства — оскудение и разорение: непотребство есть мать голода» Тов. 4:13, «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле»«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских» Быт. 6:12; 28:1. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава» – Числ. 25:1; «не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» Втор 23:17 ). Вторые родители, свекровь, тёща, долж­ны быть почитаемы Потом сказал дочери своей: почитай твоего свекра и свекровь; теперь они — родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе. И поцеловал её. И Една сказала Товии: возлюбленный брат, да восставит тебя Господь Небесный и дарует мне видеть детей от Сарры дочери моей, дабы я возрадовалась пред Господом. И вот, отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай её» Тов. 10:12 ). И жена берется не для секса, но для деторождения («И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею!» – Тов. 8:7). «Девица, вышедшая без благословения своего отца отлучается от Церковного общения на три года» Васил. 38.

После смерти суп­руга или супруги разрешается второй брак, как врачевство против блуда, а не напутствие сласто­любию (Вас. Вел. 37). Пресвитеру на браке двоежёнца не должно пиршествовать (Неок.7). Двоежёнцы отлучаются на год и на два (Васил.4). Третий брак (после смерти одного из супругов), есть нечистота в церкви, но лучше любодеяния и до­пускается (« На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергавем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние». Васил. 50), и отлучаются на пять лет (Вас 4, 80). Четвертого брака нет, это скотство. Если вдова после 60-летнего возраста выйдет замуж, её отлучить как рассвирепевшую Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть, от церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, если посягнет за мужа. А для мужа овдовевшаго не положено никакого закона: довлеет для него епитимия двоебрачных. Вдова шестидесятилетняя, если паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Если же, прежде шестидесяти лет, причтем её в число вдовиц, то наша вина, а не жены сея .» Вас.24). Кандидат в священники должен брать только девицу, но не артистку. «В жену он должен брать девицу [из народа своего]: вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену» – Лев. 21:13-14. «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную /актрису/, [ни] епископом, ни пресвитером, ни диакон, ни никем в списке священного чина» Апост. 18....Но если жена его впадает в прелюбодея­ние, он должен или оставить её, или сложить сан («Если жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно: то он не может приити в служение церковное. Если же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестися с нею. Если же сожительствует: не может касатися служения, ему порученнаго» Неок.8). Жена живши с иным, вновь к пер­вому мужу не может вернуться. Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та? А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь» – Иер. 3:1. Если дочь не воспитывается в христианской строго­сти, то получается жена, чей портрет на каждом шагу.

«Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от неё, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оста­вайся с нею на пиру за вином, чтобы не скло­нилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель. Можно пережить вся­кую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить с злою женою. Злость жены изменяет взгляд её и делает лицо её мрачным, как у медведя. Сядет муж её среди друзей своих, и услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравне­нии со злостью жены; жребий грешника да па­дет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. Не засматривайся на красоту женскую и не по-хотствуй на жену. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и рас­слабленные колена – жена, которая не осчаст­ливит своего мужа. От жены – начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене – власти», «Не сиди среди жен­щин; ибо как из одежд выходит моль, так от женщины – лукавство женское. Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, которая стыдит до поношения» – Сирах. 25:15-23, 42:13. «Не будь ревнив к жене сердца твоего, и не по­давай ей дурного урока против тебя самого. Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восста­ла против власти твоей. Болезнь сердца и пе­чаль – жена ревнивая к другой жене, и бич язы­ка её, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо – злая жена. Берущий её – то же, что хватающий скорпиона. Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама... Кроткая жена – дар Гос­пода, и нет цены благовоспитанной душе. Бла­годать на благодать – жена стыдливая. При ху­дой жене хорошо иметь печать, и где много рук, там запирай» – Сир. 26:7, 42:6 «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматри­вайся на чужую красоту» – Сир. 9:8. «Всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» – Мф. 5:28. «Кто разводится с женою своею кроме вины лю­бодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодейство­вать, и кто женится на разведённой, тот прелю­бодействует» – Мф. 5-31. «Жёны, повинуйтесь сво­им мужьям, чтобы те из них, которые не поко­ряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие... И вы, мужья, обращай­тесь благоразумно с женами, как с не мощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаслед­ницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» – 1 Петр. 3:1-7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: