• действия злодея:
♦ наносит увечья персонажам (лишает их глаз, ранит ноги и прочее);
♦ делает так, что персонаж исчезает, например, пропадает невеста (поче
му-то ничего не говорится про тещу);
♦ преследует положительных персонажей;
♦ бросает положительных персонажей в море;
♦ превращает положительных персонажей в животных;
♦ заменяет положительных персонажей на отрицательных;
♦ приказывает убить положительных персонажей;
♦ убивает положительных персонажей;
♦ изолирует добрых персонажей;
♦ угрожает жениться силой;
♦ угрожает съесть героя;
♦ объявляет войну и т. д. (Пропп В.).
Здесь начинаются преследования положительных персонажей. Антагонисты и их помощники все время преследуют героя. Герой тоже преследует злодеев, но это становится важным в конце нарратива. Средства передвижения имеют большое значение.
Для преследований характерны:
• скорость;
• невероятные шоферские навыки;
• опасные ситуации;
• любая стрельба;
■ трудности разного рода: пропасти, переполненные рынки, каннибалы, айсберги, водопады, тупики, открытое космическое пространство и т. д.;
|
|
• спасение протагониста: он избегает опасности и остается невредимым, не
смотря на козни злодеев и их помощников.
Ухудшающие функции и экшен-фильмы
Сюда входят в основном фильмы о катастрофах. Эти нарративы организованы следующим образом:
1) мир перед катастрофой;
2) катастрофа;
3) мир в момент катастрофы.
Катастрофы, в свою очередь, делятся:
• на природные бедствия;
• преступления;
• технические неполадки;
• несчастные случаи и какие-то комбинации перечисленных выше.
ДЕЙСТВИЯ
Место катастрофы: самолет, солидный аэропорт, океанский лайнер, небоскреб, современный урбанистический центр и т. д. (Знеполски И.).
В этих фильмах используются эсхатологические мифы в их современном варианте. Одна из основных составляющих здесь — страх перед машинами: «Трагический инцидент выявляет латентные страхи и недоверие массового зрителя. В один миг техника перестает быть безупречной и послушной, она оказывается недостаточно совершенной и надежной, выходит из-под контроля, бунтует... Воссоздается один старый-престарый мотив — демонизм техники» (Знеполски И., с. 26).