Глава I 34 страница

Хромосома состоит из большого сочетания генов. Геном человека состоит из трех миллиардов клеток ДНК. Обычно даже у братьев цепочка генов в хромосоме Х очень различна, потому что эта хромосома образуется из двух хромосом X: отца и матери, а у матери их было две плюс одна у отца, итого три, любая может участвовать в игре. А если оба брата оказались гомосексуальны, нет ли у них одинакового участка в хромосоме X? Изучили под электронным микроскопом ДНК в хромосомах Х сорока пар братьев-гомосексуалов, при чем не близнецов. Так и есть. У 33 пар из этих 40 в определенной области хромосомы X, а именно в конце более длинного стержня хромосомы, там же, где располагаются гены дальтонизма, гемофилии и близорукости, на участке, именуемом Xq28, оказалось нечто особенное - один и тот же, одинаковый во всех 33 парах ряд из пяти генных комбинаций, пяти нарушений по сравнению с обычными хромосомами X. Поскольку в остальном братья различались (у них разный цвет глаз, разные прочие внешние черты), значит, какой-то из генов этих комбинаций отвечает за гомосексуальную ориентацию. А может быть, несколько генов. То есть "ген гомосексуальности" еще не открыт, но в одной из 46 хромосом - в хромосоме Х - обнаружены места, где видоизмененный по сравнению с обычным ген может прятаться. Вероятность этого расценивается в 99 %. Наиболее вероятен участок между комбинациями, называемыми GABRA3 и DXYS154, но тут находятся 5 миллионов клеток! (Hamer et al. 1993; Hamer and Copeland 1994; Веселые гены 1993).

Поскольку же сходство однояйцевых близнецов и прочие особенности этого открытия проявляются всё-таки не со стопроцентной обязательностью, ген, о котором речь, не единственный, который отвечает за сексуальную ориентацию. Есть, вероятно, и другие гены. Сказываются и просто другие факторы - динамика воздействия гормонов на плод в связи с изменениями среды, социокультурное воздействие. Но основа оказывается генетической.

Это объяснение гомосексуальности, с одной стороны, окончательно снимает с гомосексуалов обвинение в намеренном и злостном пренебрежении общественными нормами, а с другой - может послужить аргументом для тех экстремистов, которые и раньше высказывались за решительную очистку генофонда нации от патологических генов - за стерилизацию или уничтожение гомосексуальных людей. Правда, теперь "вина" и "ордер на стерилизацию" падают не на гомосексуала, а на его мать и сестру. Однако ко времени, когда выявляется его гомосексуальная природа, мать его обычно уже в пожилом возрасте и других детей уже вряд ли родит, а сестры у него может и не быть. Можно, конечно, выявить и подвергнуть стерилизации всех его молодых родственниц по материнской линии, но чем глубже наметить женского предка, от которого вести отсчет, тем шире будет охваченный круг. Не пришлось бы запретить деторождение половине нации! А ведь гомосексуальность может и не проявиться у "запрещенных к рождению" детей, вдобавок есть гомосексуальность, и не запланированная генетически...

Разъяснилась и причина, по которой гомосексуальность не ведет к вымиранию потомства. Передача по материнской линии многое объясняет. Женщина сама ведь может быть гетеросексуальной, а одному или нескольким своим сыновьям передает ген гомосексуальности. Наследуясь, гены гомосексуальности реализуются не у каждого человека в роду, а лишь иногда, в каких-то сочетаниях. Значит, род может продолжаться.

Может. Но должен ли? Саймон ЛеВэй, исследовавший мозг умерших от СПИДа, ищет различия между гипоталамусом гомосексуальных людей и гетеросексуальных, ищет на клеточном уровне. Он считает, что форма ДНК дает даже более выразительные различия, чем изучение хромосом. А ДНК есть в каждой клетке. Это значит, что появляется возможность с большой вероятностью предсказать сексуальную ориентацию еще не родившегося ребенка. Теперь это только дело техники. И в таком случае у родителей возникает возможность отказаться от рождения будущего гомосексуала - убить его еще в зародыше, не совершая подлинного убийства: решить дело абортом. Есть опасность, что многие матери к этому прибегнут.

Но во-первых, где гарантия, что следующий ребенок будет зачат иным? А во-вторых...

За несколько лет до этих открытий появилась в США - как прозрение - пьеса Джонатана Толинза "Сумерки Голдов". В названии намек на "Сумерки богов" - фамилия Голд звучит похоже на английское слово god - бог. Героиня пьесы, беременная женщина, получила от генетиков предупреждение, что у нее родится сын и притом "голубой". В семействе Голдов смятение и дискуссия - допускать ли это рождение. Автор предвидит, что вообще волна абортов последует за реализацией открытия. "И это будет геноцид, ибо исчезнет не только гомосексуальность, но и вся огромная субкультура и вся связанная с ней часть общечеловеческой культуры". Муж героини говорит ей: "Каждое человеческое существо - это ковер. Ты вытянешь одну прядь, удалишь один нежелательный цвет, и произведение искусства рассыплется. Ты окончишь тем, что перед тобой будет голая стена" (Tolins 1993).

Еще важнее другое.

Уж очень редко реализуется гомосексуальность даже в одном роду. Гораздо реже, чем одинаковый цвет волос, глаз, раннее облысение. А это значит, что наследуется скорее всего не прямо гомосексуальность, а только некоторые психические черты, обусловливающие предрасположение к ней. Для ее проявления нужны еще какие-то условия.

Да, исследования Кэлмена, Хеймера и др. показали, что есть люди с особой наследственной предрасположенностью к гомосексуальной ориентации. Но проявляется ли она в любых условиях, показано не было: ведь близнецы воспитывались в одних и тех же условиях. Затем, совершенно не вытекает из полученных данных генетиков неизбежность гетеросексуальной ориентации остального люда. Те, у кого нет такой особой наследственной предрасположенности, такого сочетания генов, могут стать гомосексуальными в результате воздействия других факторов. И в материалах Хеймера 7 пар из 40 не показали одинакового сочетания генов, а гомосексуальность налицо. По статистике, значит, искомым геном определяется не более 67% мужской гомосексуальности. Хеймер вообще считает, что только одна десятая гомосексуалов имеет искомый ген. К тому же, этим геном определяется скорее предрасположенность к гомосексуальному развитию. Поэтому Хеймер и Коуплэнд готовы определить его как "ген пай-мальчика" ("sissy-gen").

То есть одной лишь наследственностью объяснить гомосексуальность никак нельзя. Более того, само наличие генов гомосексуальности или предрасположенности к ней еще не объясняет механизма образования этой ориентации. Ведь не гены же сами по себе толкают мужчину к мужчине, не гены другого диктуют ответную приязнь. Точно так не гены тянут мужчину к женщине. От генов до поведения длинная цепь сигналов и реакций в организме. На каждом ее этапе возможен сбой. Один из этих этапов реализации генетической предрасположенности - действие гормонов. Другой - воспитание, привыкание, ситуации биографии.

5. Полифония гомосексуальности

Все большее число сексологов приходит к выводу, что гомосексуальность не объяснить какой-то одной причиной, каким-то одним фактором, что нужна целая комбинация факторов, чтобы человек оказался гомосексуальным. Более того, что к этому могут привести разные факторы и разные их комбинации. Что есть разные виды гомосексуальности и они имеют разные причины (Henry 1941). О множестве корней гомосексуальности пишут исследователи в американском сборнике 1965 г. (Marmor 1965), а с конца 70-х в названиях книг само обозначение ориентации даже стало употребляться во множественном числе - "Гомосексуальности" (Bell and Weinberg 1978; Stambolian and Marks 1979; Altman et al. 1989; Modern homosexualities 1992).

В Петербурге этой позиции придерживается в Институте Бехтерева молодой потомственный невролог и психиатр Д. Д. Исаев, сын известного специалиста по детской психологии и неврологии Д. Н. Исаева. Будучи экспертом по гомосексуальности мужчин призывного возраста, он обследовал почти 500 гомосексуалов (как и у Кинзи, это люди, сами обратившиеся к сексологу, но не вполне добровольно, а чтобы избежать строевой службы). Обследуя своих пациентов чрезвычайно детально, Исаев выявляет разные виды гомосексуальности и строит графики, на которых прослеживает взаимодействие различных факторов, приводящих к гомосексуальности разного плана.

Разные типы гомосексуалов выявляли и прежде. Рихард Крафт-Эбинг еще в прошлом веке различал врожденную и приобретенную формы гомосексуальности, деля каждую на 4 степени по выраженности (Krant-Ebing 1892). Ганс Блюер выделял три формы гомосексуальности по степени приближения от мужских проявлений к женским (Bluher 1913). Психоаналитик Шандор Ференци делил "гомоэротиков" на субъектных, ощущающих себя женщиной, и объектных, которые, подобно женщинам, объектом своей любви избирают мужчину, но себя женщиной отнюдь не ощущают (Ferenczi 1914). Вильгельм Бройтигам (Brautigam 1965) различал четыре формы гомосексуалов: псевдогомосексуалов (из-за выгоды или вынужденных), гомосексуалов из-за задержки развития (Hemmungshomosexuellen), гомосексуалов из-за незрелости и слабости личности (невротиков и т. п.) и гомосексуалов по склонности (Neigunghomosexuellen) или истинных. Фелдман и Маккаллох (Feldman and Mac Culloch 1971) делят гомосексуальность на первичную и вторичную (то есть зависимую от какого-то другого неполадка с человеком).

Всем известно обиходное деление "голубых" мужчин на активных и пассивных в зависимости от предпочитаемой роли в сношении (Ferenczi 1914). Обследуя группу гомосексуалов - 77 активных и 46 пассивных - Американцы Терман и Майлз (Terman and Miles 1936) попытались связать это деление с психологическими качествами, разделив все качества на мужские (инициативность, агрессивность, твердость и т. п.) и женские (мягкость, зависимость, привязанность к хозяйственным заботам). Пассивные гомосексуалы действительно показали результаты тестов, близкие к женским, а вот у активных преобладали мужские качества, при чем в еще большей мере, чем у контрольной группы мужчин-солдат.

Ленинградский сексолог А.М. Свядощ, который занимался и мужской и женской гомосексуальностью, пришел к выводу, что и в том и в другом случаях происхождение активной и пассивной форм разное. Поскольку, как он считает, активные гомосексуалы по своим психическим данным - по телосложению, характеру, интересам и манере поведения - весьма близки обычным мужчинам, отличаясь от них только выбором партнера, Свядощ приходит к выводу, что их гомосексуальность приобретенная, что она - результат каких-то ситуаций в ранней юности.

Такова же она у лесбиянок - но пассивных, которые по психическим характеристикам схожи с обычными женщинами. Иное дело пассивные гомосексуалы-мужчины и активные лесбиянки - эти резко отличаются по психике от гетеросексуальных особей того же пола, и их гомосексуальность врожденная (эндокринная, гормональная) и, быть может, наследственная (генетическая). У этих ситуационные факторы не играют решающей роли. Таким образом, мужчины пассивными гомосексуалами рождаются, активными - становятся. Женщины - наоборот: пассивными лесбиянками рождаются, активными - становятся. Для врожденных форм гомосексуальности характерны: ощущение себя лицом противоположного пола, наличие с детства особенностей противоположного пола и выбор полового партнера в своем поле. Для приобретенных форм гомосексуальности - только последнее, т. е. выбор партнера (Свядощ и Антонов 1972; Свядощ 1991:111-113).

Столь четкое совпадение психических особенностей и генезиса гомосексуальности с половой ролью при сношении очень сомнительно (Hooker 1965: 34). Во-первых, роли частенько меняются в зависимости от партнера, условий, настроения и возраста, тогда как психические качества не меняются с такой частотой. Сэгир и Робинз подсчитали, что до 15 года жизни 84 % гомосексуалов практикуют то одну роль, то другую, а 16 % главным образом пассивную. Между 15 и 19 годами отмечается сдвиг - цифры соответственно 64 и 27 %, а появляются еще и 9 % преимущественно активных. Между 20 и 29 годами дальнейший сдвиг в сторону активности - цифры 56, 33 и 11 %. И т. д.

Во-вторых, очень часто внешняя мужественность, боевитость и спортивность человека сочетаются с предпочтением пассивной роли в сношении, а грацильность и женственность - с мечтой об активной позиции. Человек часто ищет компенсации тех сторон личности, которых ему недостает - это подметил еще Адлер, ученик Фрейда.

Вот бесхитростные воспоминания одного польского гомосексуала, воспитывавшегося в интернате. Посылая свои воспоминания в журнал, он описывает события с непосредственностью и, хотя стремится соблюсти приличия, однако в экспрессивных местах сбивается. Поэтому описание его отличается смесью литературных эвфемизмов, медицинских обозначений и кое-где непечатных слов.

"Все началось с моей огромной привязанности к одному товарищу по комнате - красивому жеребцу, превосходившему всех остальных парней ростом и заростом, весом и мускулатурой, а больше всего длиной и толщиной члена, который я вынужден был почти ежедневно видеть под душем, а потом призывать в памяти на скучных уроках, на перерывах во время самоподготовки и, конечно, перед сном. Больше всего я любил утро: он вставал с постели, одетый только в короткие трусы со штанинами до половины бедра, в которых он обычно спал, и мой взгляд был в это время вперен в его выразительную попу. Мне казалось, что его штанишки сейчас лопнут в швах - так сильно его мясистые ягодицы напрягали ткань. Посредине ровик между ягодицами втягивал ткань. Мне хотелось тогда быть этой тканью, входящей ему глубоко в ягодицы". Рассказчик сразу получал эрекцию. "Ситуация становилась еще хуже, когда Артур (так его звали) поворачивался ко мне передом. Я боролся с собой, чтобы не вглядываться слишком упорно в огромную выпуклость, прилегающую к его бедру. Я мог бы в такие минуты отдать все, чтобы он только стянул свои трусы".

Эти мучения продолжались месяцами. Но парень нашел способ сблизиться с Артуром. Тот, будучи хорошим спортсменом, каждое утро выбирался в близлежащий лесок на пробежку. В субботу, когда большинство интернатовцев разъехалось на побывку домой и они с Артуром остались в комнате вдвоем, рассказчик напросился бежать вместе. Артур сразу взял убийственный темп, и рассказчик, не тренированный, стал выбиваться из сил. Тут он споткнулся о корень и вывихнул сустав. Артур "сел на пенек, положил мою несчастную ногу себе на колени и начал снимать мне башмак и носок, а затем поместил мою стопу себе между ног и стал массировать мне косточку. Пальцы моей стопы опирались при этом на его гениталии. Поблизости не было никого - господствовала полная тишина. Я всматривался, как загипнотизированный, в огромную выпуклость, которая вырисовывалась в его промежности через мягкую ткань одежды. В моей одежде тоже все заполнилось, мой член напрягся, а я оставался бессильным перед этим фактом. Я пытался помассировать ему контуженной стопой импонирующе развитые половые приборы. Через несколько секунд я почувствовал твердость его члена. Он со значением взглянул на меня. Я был возбужден, как бык. Боль ноги куда-то ушла. Я надавил сильнее ногой на его член, а рукой, уже не в силах выдержать, стал потирать себе сквозь одежду вполне уже твердый член. Артур с минуту переносил взгляд с моей промежности на свою, в которой тоже наросло уже множество этого мужского богатства, и к моему приятному удивлению (а я боялся худшего) спросил:

- Хочешь увидеть мой?

И не ожидая моего ответа, моментально скинул штаны. Смятенный, я увидел огромный ствол, увенчанный большущей красной дулей, колышущийся в его мощных ладонях. Я положил руку на этот роскошно напряженный член и сжимал его с наслаждением.

- Тебе хочется? - услышал я вопрос Артура.

Я приблизил рот. Его член был такой толстый, что мне было трудно взять его. В конце концов, однако, этот толстенный уж проскользнул в мою широко разверстую пасть. Я сосал его Бог весть как долго - он почти просверлил дыры в моих щеках, а мои губы продвигались ритмично с одного конца этого огромного члена на другой. Мои изголодавшиеся губы усиливали темп. В это время Артур охватил своей ладонью мой член и дробил его, как подобает мужчине".

Описание этого первого сексуального опыта в жизни простецкого интернатского паренька и, вероятно, первого же в жизни его могучего товарища показывает, что паренек уже осознавал свою страсть к мужчинам. До сих пор описание соответствует ожиданиям от таких автобиографий. Далее по логике парень должен отдаться своему Геркулесу. Но следует иное:

"Когда я уже должен был спустить, он перестал, освободился от моего рта, встал и обнажил от штанов свою великолепную ж..у с округлыми ядреными ягодицами. С наслаждением и верой я начал исследовать пространство, разделяющее ягодицы - этот желанный интригующий провал, заросший густой волосней, влажной от пота. Я проник пальцами вглубь узкого отверстия. До меня доходили сдавленные стоны Артура. Я встал и прильнув к нему, потирал моим членом его ягодицы; я жаждал войти в него своим мужским достоинством, сломать моим членом его замкнутую задницу. Когда его здоровенная лапа направила мой член в сторону его очка, я думал, ошалею от счастья. Пьяный от желания, я воткнул мой член аж до последних колец обороны его задницы. Стиснутый в узком футляре, я двигался ритмично, выдвигая и углубляясь вновь, а мои яйца ударялись о его промежность. Ладони я вдавил в его мускулистый торс, покрытый густыми волосами. Я кусал его шею, слизывал с нее пот. Окаменев, приросший к его широкой спине и мускулистым бедрам, я выстрелил в его внутренность. Мои пальцы покрыла его густая клейкая обильная сперма. Я чувствовал, что излился также обильно. Я ласкал живот Артура, по которому размазывал его семя. Не было никаких слов, никаких объяснений. Возвращались в интернат в молчании, в котором заключалась благая уверенность, что наша совместная интернатская жизнь только теперь наберет красок".

Так и было. В тот же день продолжали забавы в душе. "Наконец-то я мог видеть Артура нагого целиком. В нем было метр восемьдесят семь роста, от его пропорций спирало дыхание в груди". И снова Артур "нагнулся, ожидая, что я снова буду обрабатывать его чудесную задницу. У меня перед глазами был открытый раздел между ягодицами". И т. д. (Ех-Internatowicz 1993).

А уж если делить гомосексуалов на группы в зависимости от предпочитаемой роли в сношениях, то надо бы выделить и предпочитающих оральный секс, также активный и пассивный (последние припечатаны крепкой простонародной кличкой), взаимную мастурбацию, педофилов и т. д. А также отметить "универсалов", готовых на любую роль. Кроме того, как уже сказано, роли меняются (да и вкусы изменяются). В том же опыте в интернате в конце первого дня рассказчик попросил Артура о реванше, что тот и исполнил. Так что видимо предпочитаемые виды сношений и роль в них не очень тесно связаны с происхождением самого влечения.

Из моих собственных наблюдений приведу забавный случай. В экспедиции, где я был начальником, работал высокий сильный молодой человек. По внешности флегматичный грубоватый мужлан, но специалист классный. Единственный его недостаток был тот, что по временам он исчезал на сутки-другие в близлежащий город. На мое недоумение по этому поводу мои молодые помощники смущенно объяснили: "Ну, ему необходимо по временам общение с иной публикой. Вот если бы Вы взяли в экспедицию его друга, уходить было бы незачем". Я ответил, что экспедиция - не курорт. На это ребята в один голос возразили, что друг его великолепный парень, мастер на все руки. На следующий год я предложил этому сотруднику привести друга, присмотрелся и взял того в экспедицию. Этот изящный и тоненький парнишка с красивым девичьим лицом оказался действительно отличным работником, неприхотливым в быту. Они жили в одной палатке, и остальные весьма дружелюбно над этим подшучивали, называя их супругами. Как-то я, передавая через этого паренька поручение и поддавшись этой атмосфере, ляпнул: "Передайте своему мужу...". Парень поднял брови и с достоинством сказал: "Вы ошибаетесь...". Я хотел было извиниться за глупую шутку, но он мягким баском закончил: "Муж - я".

Таким образом, в паре "мужлан" и "мальчик" разделение на "актив" и "пассив" частенько совсем не то, которое ожидалось бы по стереотипным представлениям. Дальше мы еще встретимся с этой неожиданностью.

Социолог Майкл Шофилд пишет о трех типах гомосексуалов (Shofield 1965). Белл и Уэйнберг в "Гомосексуальностях" выделяют по характеру общения и связей пять типов гомосексуального стиля жизни: 1) гомосексуал, живущий замкнуто с одним партнером на манер обычного брака; 2) имеющий постоянного партнера, но допускающий секс и помимо него - подобно некоторым мужам, склонным к частым изменам; 3) "функционал" - с постоянной сменой партнеров (Дон Жуан принадлежит к этому виду); 4) "дисфункционал" - испытывающий трудности в поисках партнера; 5) "асексуал" - мало интересующийся сексом и живущий большей частью одиноко (Bell and Weinberg 1978).

Польский сексолог Кшиштоф Бочковский разделил гомосексуалов иначе - по особенностям их поведения в поисках партнера. Так, он выделяет тип гомосексуального Дон Жуана, который так же нацелен на поиски все новых и новых партнеров, как гетеросексуальный Дон Жуан на соблазнение женщин. Как только он добьется победы, недавний объект страстных желаний перестает его интересовать.

В любовнике его привлекает только новизна, свежесть ощущений. О таком типе пишут нередко и сами гомосексуалы, возлагая на него вину за распространенное представление о голубых как о распущенных искателях сексуальных приключений, распространяющих СПИД. Между тем таких не так уж много. Это верно, может быть и не больше, чем гетеросексуальных Дон Жуанов. Но все-таки в целом что-то от такого типа есть почти в каждом гомосексуале, то есть в общем они более свободно относятся к сексуальным связям, чем гетеросексуалы: их обычно не связывают брачные узы и соображения о браке, не волнуют перспективы зачать и родить ребенка, не беспокоят опасения нарваться на оскорбленных родственников женщины.

Другой тип Бочковский вслед за Фрейдом называет "Дон Джованни" - этот вариант предшествующего интересуется только мужчинами-гетеросексуалами. Это психологически понятно: раз уж гомосексуал нацелен на мужчин, женские качества его не привлекают, а во всяком голубом в его представлении есть что-то от женщин. Бочковский цитирует исповедь, полученную в тюрьме от одного такого Дона Джованни:

"Я никогда не имел ничего общего с другими гомосексуалистами. Если бы даже меня поместили в одной камере с ними на много лет, я никогда бы не тронул ни одного из них и не позволил бы им дотронуться до себя. Я заинтересован только в чистых парнях, которые ничего не знают о гомосексуализме. Я учу их, что такое секс, забочусь о них, стараюсь, чтобы они хорошо проводили время. Жажду, чтобы они меня полюбили и хотели того же, что и я, или позволяли мне то, чего я хочу, если действительно этого хочу".

Еще Бочковский выделяет тип гомосексуального "силача" - спортсмена или культуриста, который настолько боготворит мужское тело, что старается и сам у себя такое сотворить, и он готов постоянно любоваться таким же у товарищей по спортзалу.

Отмечает сексолог и тип гомосексуала, возненавидевшего женщин. Он может переносить на них детскую ненависть к злой матери или мачехе, а может войти в постоянный конфликт и с женой. Вот объяснение одного из таких женоненавистников:

"Я всегда любил женщин и не помышлял о мужчинах. Когда моя жена развелась со мной, пока я был на войне, я однажды разделял спальню с одним американским офицером - просто когда я был в отпуске в Лондоне, случилось так, что в отеле не было отдельных комнат. Мы познакомились и начали пить. В ту ночь - а мне было тогда 35 лет - я нашел правду о себе. Никогда с тех пор я не возвращался к женщинам" (Boczkowski 1988: 95-98).

Как видим, Бочковский делает некоторые попытки найти для каждого типа особую мотивировку для гомосексуального выбора, но не очень упирает на это. Напротив, Исаев кладет разное происхождение в основу своей классификации и как врач связывает это с разными, по его мнению, перспективами избавления от гомосексуальности.

Следом за Свядощем и некоторыми другими советскими сексологами (Антонов 1972; Свядощ 1984) он отличает врожденную гомосексуальность, которую он называет первичной или истинной, от приобретенной или вторичной, так сказать, псевдогомосексуальности. Первую он также делит на две формы, различающиеся психологией, морфологической конституцией и формированием. Получается три типа гомосексуалов - два с врожденной гомосексуальностью, один с приобретенной.

Первый тип характеризуется весьма полной демаскулинизацией мозговых центров, ведающих сексуальной ориентацией, еще в утробный период. Его можно узнать и внешне: для таких характерно грацильное телосложение, слабо выраженные внешние половые признаки (оволосение тела, голос), обычны женская пластика движений и манеры. Словом, этот тип наиболее соответствует стереотипному представлению о "гомосеках". Эти мужчины смотрят на мир женскими глазами, воспринимают себя скорее как женщин, половое влечение сразу направлено на настоящих мужчин, и чем они сильнее и мужественнее, тем больше привлекают. Какая-либо внутренняя борьба и чувство вины отсутствуют.

Второй тип образуется в результате неполной демаскулинизации мозга. Изначальная направленность влечения не задана, половая потребность не имеет четкого предмета, с наступлением полового созревания подросток не знает чего он хочет, испытывает трудности в общении. Характер нередко обладает астеническими и шизоидными чертами. Это толкает подростка на бессознательный поиск среди сверстников и старших образца для подражания. Сильная эмоциональная привязанность приобретает черты интимной дружбы, а так как четкой сексуальной ориентации нет, то эта привязанность легко эротизируется. Друг становится первым и единственным объектом сексуального влечения. Когда он исчезает, начинаются поиски замены "по аналогии".

Третий тип представлен мужчинами, не прошедшими в утробный период такой демаскулинизации мозговых центров. Эти обладают мозгом, характерным для мужчины. Внешних отличий от обычных мужчин у них нет, нет и нарушения в осознании половой роли - они осознают себя вполне мужчинами. Уклон в сторону гомосексуального поведения образовался у них под действием ситуационных факторов и развивался как невроз, в результате дезадаптации. В его основе Исаев видит три фактора: а) затрудненность общения с девочками, б) гиперсексуальность, которая вела к расширению диапазона интимного общения на контакты с людьми своего пола, в) несовпадение эротических влечений (любовь, любование, привязанность) с чисто сексуальным удовлетворением (мастурбация или половой акт с не вполне нравящимся человеком). А сложившийся стереотип поведения затем закрепляется привычкой и чем дольше, тем прочнее фиксируется.

Хоть люди третьего типа и считают себя гомосексуальными, они, как представляется Исаеву, на деле "тяготеют скорее к бисексуальности", порою переживают периоды биэротичности, эпизоды влюбленности в женщин, и могут находится в конфликте со своим влечением. По мнению Исаева, они нуждаются в психотерапевтической помощи. Иными словами, раз их гомосексуальность трактуется как вторичная, а первичен невроз, их надо лечить. Здесь Исаев расходится с Фрейдом: тот говорил, что надо лечить не гомосексуальность, а невроз, Исаев же считает, что по крайней мере у людей этого типа можно лечить гомосексуальность как невроз (Исаев 1995).

Мне кажется, что нужда именно этого типа людей в психотерапевтической помощи преувеличена. По-видимому, Исаев недооценил возможности разнонаправленной (и разновременной) закладки мозговых центров - ведающего социально-половой ролью и ведающего выбором сексуального партнера. Если первый у людей этого типа мужской, это еще не значит, что и второй с ним согласован. Кроме того, он не учел роли импринтинга у человека, прочность фиксации влечения. Особенно у людей с мужским типом сознания - для него характерна как раз жесткость, самоуверенность, стойкость. Ломка сложившегося стереотипа поведения может привести к психологическим и семейным драмам.

Колебания и неуверенность характерны скорее для людей второго типа. Однако и там поиски замены "по аналогии" не так-то легко повернуть на женщин, а возможным успехом такого поворота не стоит обманываться: неустойчивость людей этого типа может сыграть злую шутку как с женщиной, решившейся заменить этому гомосексуалу мужчину, так и с врачом, поверившим в исцеление пациента.

Не верится мне и в то, что основных типов гомосексуальности, выделенных с учетом ее формирования, только три. Слишком много факторов важны для ее формирования и слишком они автономны. Гены, утробное действие гормонов, закладка желез и разных мозговых центров, воспитание, уровень сексуальности, возраст полового созревания, ситуации общения со сверстниками того и другого пола, импринтинг... На каждом этапе возможен сбой "стандартной" программы, уклон от "прямого" пути, образование вариантов. Доминирование каждого фактора даст свой тип гомосексуальности, а ведь возможно и комбинирование тех или иных факторов.

Всего менее внушает мне доверие жесткая связь установленная Исаевым между типами гомосексуальности и психофизиологическими характеристиками личности: экстраверт - интроверт, степень агрессивности, доминантное -ти, коммуникативности, отношение к друзьям и проч. Исследователь подвергал гомосексуалов различного типа и контрольную группу гетеросексуалов различным тестам и опросам, в которых от них получались данные, не имеющие прямого отношения к гомосексуальности, а характеризующие личность довольно широко. Затем он обрабатывал эти данные на компьютере и в результате получил графики, с которыми теперь можно сравнивать индивидуальные данные любого нового пациента. Определяя положение новых данных на графике, можно диагностировать пациента в отношении гомосексуальности, не прибегая к прямым вопросам. Это особенно важно потому, что пациент может иметь искаженные представления о собственной ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: