1. Сведение проблем — идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Как и в Эллисовской рационально-эмотивной терапии, здесь важно подготовить клиента к когнитивной терапии, объяснив ему рациональные основания данного способа лечения. Ключевым элементом в методике Бека является получение от клиента его собственного объяснения своей проблемы и описания тех шагов, которые он уже предпринял для ее решения. После этого терапевт встраивает свои рациональные основания в объяснение, данное клиентом, представляя их как альтернативный способ толкования проблемы.
2. Осознание и вербализация неадаптивных, дисфункциональных когниции, искажающих восприятие реальности.
Для распознавания неадаптивных когниции используется прием «коллекционирование автоматических мыслей». Это трудоемкий и тонкий процесс, поскольку низлежащие когнитивные "схемы" являются автоматическими и почти бессознательными. Это привычный для человека способ толкования мира. Терапевт должен дать определенные идеи ("мысль или зрительный образ, которые вы не очень осознаете до тех пор, пока не обратите на них свое внимание") и вместе с клиентом начать исследовать, какие идеи у него преобладают. Существуют несколько способов "улавливания" автоматических мыслей. Можно просто спросить клиента, какие мысли чаще всего приходят ему в голову. Более точную информацию можно подучить из дневника, в который клиент записывает мысли, возникающие у него в проблемных ситуациях. Можно также попытаться смоделировать эти ситуации с помощью воображения во время терапевтической сессии. Таким образом, задача терапевта - отыскать вместе с клиентом те индивидуальные негативные модели, которые характеризуют его мышление. Терапевт достигает этого, задавая множество вопросов: "Итак, вы уверены,... что это именно так? Это верно? Так, и что заставляет вас так думать?" Опрос производится не в атакующей манере, а в мягком, эмпатическом тоне: "Правильно ли я понял, что... Вы сказали, что уверены... Это потому что... Не так ли?"
|
|
Клиенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, клиент может распознать их и зафиксировать. Обычно вне проблемной ситуации эти мысли плохо осознаются. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, осуществить «коллекционирование» их, а впоследствии вместо сокращенного (как в телеграмме) варианта представить его в более развернутом виде.
После того, как мысли идентифицированы, терапевт, работая с клиентом, начинает демонстрировать ему. как они связаны с эмоциональным нарушением. Терапевт может начать с того, что попросит клиента представить неприятную сцену, не связанную с его расстройством. Он может также описать другие сцены, далекие от переживаний клиента, чтобы продемонстрировать ему, что то, как человек думает о мире, определяет, как он чувствует себя по отношению к нему. Терапевт укажет также на привычный, автоматический характер этих мыслей и на быстрые, выраженные, не сразу объяснимые последствия, к которым они приводят.
|
|
3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент отделяет свои неадаптивные когниции от реальности, осуществляет дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Оспаривание ложных идей.
Как только установлено, что клиент в состоянии "объективировать' 1 свои мысли, можно начать процесс оспаривания. Есть два способа сделать это - когнитивный и поведенческий. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей клиентом психолог облегчает дистанцирование клиента от них, формирует у него навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления клиенту становится более ясным путь искажения восприятия события.