Жанр: Роман
Время написания: 1985
Герои:
Мать Гренуя — обвинена в детоубийстве.
Жан-Батист Гренуй — человек, обладающий тончайшим обонянием.
Жанна Бюсси — простодушная кормилица.
Отец Террье — знаток церковной догматики.
Мадам Гайар — хозяйка приюта.
Грималь — кожевник.
Девушка с улицы Марэ — первая жертва Гренуя.
Джузеппе Бальдини — парижский парфюмер.
Шенье — подмастерье Бальдини.
Пелисье — конкурент Бальдини, популярный парфюмер.
Маркиз де ла Тайад-Эспинасс — чудак, создатель «флюидальной теории».
Мадам Арнульфи — вдова парфюмера из Грасса.
Доминик Дрюо- мастер-парфюмер из Грасса.
Антуан Риши — Второй Консул Грасса, проницательный человек.
Лаура Риши — его дочь, рыжеволосая красавица.
Место действия: Франция
Время действия: Середина XVIII века, Эпоха Просвещения.
| Особенности:
· Герой Зюскинда живет в страхе, что никогда не сумеет познать себя
· Сердцевина романа, его идея – это запах, метафора запаха. Сама техника письма П.Зюскинда оказалась сориентированной по центральной метафоре и совпала с технологией парфюмерного дела: роман, как и хорошие духи, сделан на гармонии контрастов. Две основные темы перекликаются в романе: аромат и смрад, жизнь и смерть, все и ничто.
· Главный герой романа, Жан Батист Гренуй – исключительная личность. Он обладает редкостным даром различать тысячи запахов. В то же время сам он абсолютно лишен запаха.
· П.Зюскинд построил великолепный мыслительно-сюжетный ход. Соображения своего героя он направил вот по какому пути: ароматические эссенции, взятые из природы, - эфирные масла растений, секреты животных организмов, которые весьма разнообразны и многочисленны, однако подлинной неотразимостью то, что еще никто не пытался экстрагировать – аромат живого человека, запах жизни, любви и страсти. Гренуй начинает охоту за людьми – за юными девственницами, «аромат» которых он вынюхивает отрешенно и профессионально, как парфюмер. Приговорённый к смертной казни за совершенные им убийства, Жан Батист Гренуй с помощью изобретённых им магических духов «нерассуждающего обожания» избегает смерти. Однако в финале произведения, гений парфюмерии становится жертвой собственной гениальности.
· Трактовка таланта героя дана в духе немецких романтиков: он – не просто парфюмер, он – Творец, Гениальный художник. Зюскинд предлагает романтическую версию творчества: его способности – мистический дар. С романтической традицией связана и постмодернистская трактовка личности гениального типа: оно несет на себе знак Сатаны. Гений – посланец множественных стихий, в том числе и зла.
· В «Парфюмере» описан метод автора «непревзойденного аромата»: «все, все пожирал он, вбирал в себя подряд… постоянно составлял новые комбинации запахов, создавая и тут же разрушая без различимого творческого принципа. Сочинял свои ароматические композиции хаотическим способом, а именно смешивая ингредиенты, казалось бы, наугад, в диком беспорядке» [31, c.78]. Подобный творческий принцип лежит в основе романа.
|