Приемы формулирования гипотез

Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?

Разновидность Характеристика Пример
Гипотезы информационного характера Формулируются обычно на начальном этапе исследования и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...) Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться
Гипотеза инструментального характера. Формулируется через многофакторное содержание, исследователь переводит содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.
Революционизирующая гипотеза Выдвижение принципиально нового положения Существует другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.
Линейная гипотеза Выдвигается и проверяется одно предположение Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.
Разветвленная гипотеза Необходима проверка нескольких предположений Варенье дольше сохраниться, если я: § сварю варенье из других ягод (несладких); § добавлю необходимое по рецепту количество сахара; § изменю технологию обработки банки.

Практикум.

Определение параметров педагогического исследования. Вариант 1.

Задание 2. Определите объект и предмет исследования по теме «Народная игрушка Русского Севера как средство воспитания младших школьников».

Задание 2. Определите цель педагогического исследования, зная его:

Тему: Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики.

Объект: Процесс педагогического образования в Вузе.

Предмет: Ориентация студентов на творчество при изучении педагогики.

Задание 3. Определите задачи педагогического исследования, зная его:

Тему: Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе.

Объект: Воспитательная деятельность в современной школе.

Предмет: Реализация гуманистической направленности воспитательной

деятельности в современной школе.

Цель: выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные пути, способы и условия реализации воспитательной деятельности как общедидактического принципа.

Задание 4. Определите гипотезу педагогического исследования, зная его:

Тему: Педагогические условия формирования физической культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе.

Объект: процесс физического воспитания студентов в педагогическом вузе.

Предмет: педагогические условия эффективного формирования физической культуры будущего учителя в педагогическом вузе.

Цель: выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные пути, способы и условия формирования физической культуры будущего учителя.

Задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ сущности физической культуры как сложного интегрального качества личности учителя.

2. Исследовать пути и способы физического воспитания студентов в практике педагогического вуза.

3. Выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации педагогических условий формирования физической культуры будущего учителя.

4. Разработать научно-практические рекомендации в помощь преподавателям вуза по совершенствованию процесса формирования физической культуры студентов.

Определение параметров педагогического исследования. Вариант 2

Задание 1. На основании описания степени изученности вопроса определите проблему и несколько тем педагогического исследования:

Методы активного обучения в последние годы приобретают всё большую популярность. В качестве основного источника информации о методах активного обучения преподаватели называют опыт коллег. В результате предметом внедрения оказывается не лучший опыт. У большинства педагогов на сегодня отсутствуют глубокие представления, связанные как с теорией, так технологией АМ. Проблема усложняется и недостаточной разработанностью вопроса в теоретической литературе. Всесторонне изучены вопросы активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина), обоснованы подхода к классификации методов обучения (И.Я.Лернер, М.И.Скаткин, Ю.К. Бабанский,, Б.П.Есипов, М.И. Махмутов, Н.Ф. Харламов), выявлена сущность активных методов обучения (Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Жуков, В. М. Ефимов. Л. Н. Иваненко, В. Ф. Комаров, А. Л. Лившиц, Втимофеевский). При этом остается малоизученным вопрос классификации активных методов обучения.

Задание 2. Определите объект и предмет исследования по теме «Формирование педагогического сознания учителя».

Задание 3. Определите цель педагогического исследования, зная его:

Тему: Педагогические условия формирования мотивации младших школьников к выполнению домашних заданий.

Объект исследования: процесс мотивации детей к выполнению домашнего задания..

Предмет исследования: педагогические условия мотивации детей к выполнению домашнего задания.

Задание 4. Определите задачи педагогического исследования, зная:

Тему: Проблема классификации активных методов обучения.

Объект исследования: активные методы как компонент процесса обучения.

Предмет исследования: классификационные основания активных методов обучения.

Цель исследования: разработать и обосновать классификацию активных методов обучения.

Задание 5. Определите гипотезу педагогического исследования, зная, что его:

Тема: Пути преодоления школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс школьной дезадаптации первоклассников.

Предмет исследования: деятельность учителя по преодолению школьной дезадаптации первоклассников.

Цель исследования: теоретически изучить и апробировать практически способы преодоления школьной дезадаптации учащихся младших классов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, уровни школьной дезадаптации как социально-педагогического явления.

2. Изучить сущность педагогического, социально-психологического и физиологического уровней школьной дезадаптации.

3. Обосновать направления деятельности учителя по преодолению школьной дезадаптации учащихся 1 класса.

Выявить уровни и факторы школьной дезадаптации учащи

Методы исследования

1. Всеобщие, философские методы,

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.

3. Частные, или специальные, методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.

Общенаучные методы

I Эмпирические методы. Являются источником научных фактов, Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

1. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Особенности применения метода наблюдения в технических и естественных науках:

· связано с широким использованием специальных приборов;

· важное место при этом занимает операция измерения. (измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон);

· результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д.,

· важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

· Наблюдение в социальных и гуманитарных:

· результаты наблюдения во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям.

· Используются разнообразные виды наблюдения - простое и соучаствующее (включенное) наблюдение.

2. Эксперимент - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Различают несколько видов эксперимента.

· качественный - устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений;

· измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса;

· мысленный эксперимент.

· социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления.

3. Опросные методы:

· Беседа.

· Анкетирование.

· Тестирование.

II Теоретические методы исследования.

· Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения.

· Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

· Индукция (от лат. inductio - наведение При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему.

· Дедукция, движение мысли от общего к частному.

· Сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений.

· Классификация - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов.

· Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

· Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

· Моделирование, Основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:
1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.
4. Мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

· Системный метод исследования - Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода предполагают изучение:
1.Целостности и установление состава целого, его элементов.
2. Закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта.
3. Функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.
4. Генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: