Ответственность сторон по договору экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение договора экспедитор несет ответственность по общим правилам об ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. Таким образом, гражданское законодательство исходит из общего принципа о полной ответственности экспедитора, при котором экспедитор обязан возместить своему контрагенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в форме реального ущерба и упущенной выгоды, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена законодательством или договором.

Также предусмотрена ответственность экспедитора за действия третьих лиц, которых экспедитор привлек для исполнения своих обязанностей по договору. Такими лицами могут быть, в частности, перевозчики различных видов транспорта, таможенные брокеры, другие экспедиторы и иные лица в зависимости от характера обязательств, предусмотренных в договоре транспортной экспедиции.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то его ответственность перед клиентом будет определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Данная норма имеет важные практические последствия. Во-первых, по гражданскому законодательству (ст. 750 ГК РБ) ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза ограничивается возмещением реального ущерба и возвратом провозной платы, если эта плата не входит в стоимость услуги. Во-вторых, на отдельных видах транспорта предусматриваются специальные основания, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза. Например, при морских перевозках грузов (ст. 133 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь1) перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или просрочку его доставки, если докажет, что они произошли вследствие действий и (или) бездействия капитана судна, иных членов экипажа судна и (или) лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационная ошибка). Соответственно, благодаря вышеуказанной норме экспедитор также имеет возможность ссылаться на обстоятельства, ограничивающие его ответственность, а в отдельных случаях освобождающих от ответственности.

В Республике Беларусь Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках устанавливают, что в том случае, когда экспедитор смешанной перевозки несет ответственность за ущерб, вызванный утратой или повреждением груза, его ответственность определяется стоимостью утраченного или поврежденного груза или суммой объявленной ценности груза, если не будет доказано, что она ниже фактической стоимости груза. Кроме того, экспедитор смешанной перевозки обязан возместить грузоотправителю ущерб, вызванный нарушением срока доставки в тех случаях, когда срок доставки груза установлен в договоре (п. 20 Правил экспедирования грузов при смешанных перевозках).

ГЛОССАРИЙ

экспедитор работник предприятия, сопровождающий, получающий, сдающий грузы, товары, оформляющий транспортные документы при отправке и получении грузов.
Грузовые операции операции по транспортировке, взвешиванию или иному определению количества товаров, погрузке, выгрузке, перегрузке, исправлению поврежденной упаковки, вскрытию упаковки, упаковке либо переупаковке товаров и транспортных средств.
Сопроводительные документы доверенность, накладная, счет-фактура, сертификат или отказное письмо для юридических лиц; опись имущества, письмо с просьбой доставки данного груза с указанием маршрута — для физических лиц.
Плотность груза вспомогательная характеристика груза. Рассчитывается по формуле: вес/объем. При плотности груза 180 кг/куб.м и более груз является тяжёлым. При плотности менее 180 кг/куб.м груз является легким.
Объем груза три величины груза (длина, ширина, высота); замеряется только общий объем отправляемого груза. При приёме на отправку нестандартного груза (не удобного для транспортировки, т.е. без возможности погрузки на него сверху других сборных грузов), объем рассчитывается с постоянной величиной высоты 2,5 м.

Контрольные вопросы:

1.Сущность экспедирования, роль и место экспедиционной деятельности в транспортном процессе.

2. Классификация транспортно-экспедиционных услуг и предприятий.

3.Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность

4.Экспедиция отправления грузов.

5.Экспедирование грузов в пути следования.

6.Экспедирование прибывающих грузов.

7.Вознаграждение экспедитора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: