Особенности формирования заболеваний у детей

Показатели здоровья детского и подросткового населения имеют определенные глобальные тенденции к изменению, характерные для того или иного уровня социально- экономического развития страны, региона.

Во- первых, в современных условиях выявляется глобальная тенденция к снижению смертности и улучшению других демографических показателей в экономически развитых странах. В середине прошлого века эта тенденция была характерна и для нашей страны.

(слайд 21). Основные медико- демографические показатели (коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения) в Российской Федерации с 1988 г. имеют отрицательную динамику (рис.1,2).

– рождаемость – смертность

Изменение коэффициента рождаемости и смертности

на тысячу населения в Российской Федерации

Изменение коэффициента естественного прироста

на 1000 населения в Российской Федерации

Второй тенденцией была тенденция к социальной однородности показателей здоровья разных социальных групп. Она была обусловлена политическими стремлениями руководителей страны и деятельностью государственной системы медицинского обеспечения населения. Интенсивный путь развития здравоохранения страны позволил на определенном этапе обеспечить доступность медицинской помощи, что привело к некоторой социальной однородности показателей здоровья населения. Особенно ярко это проявилось при изучении состояния здоровья детей и подростков.

Тенденция к социальной однородности показателей здоровья разных социальных групп характерна для ряда высокоразвитых стран. Вместе с тем ВОЗ в качестве одной из своих задач ставит необходимость обеспечения близкого к показателям развитых стран уровня здоровья различных групп населения, особенно в слаборазвитых и развивающихся странах.

В настоящее время становится реальной обратная тенденция, когда на фоне резкого расслоения общества мы уже наблюдаем и соответствующие показатели здоровья в семьях с низким и высоким доходами.

(слайд 22). Третьей тенденцией в эволюции здоровья населения является снижение инфекционной заболеваемости (рис. 3).

Заболеваемость корью по Российской Федерации

(на 100 тыс. населения)

Это стало возможным благодаря соответствующей социально-экономической политике.

В дореволюционный период и особенно в годы гражданской войны и иностранной интервенции основной причиной заболеваемости и детской смертности были инфекции. В результате больших социально- экономических преобразований, роста материального и культурного уровня жизни населения, проведения санитарно- противоэпидемических и лечебно- профилактических мероприятий в стране достигнуты огромные успехи в борьбе с инфекционными болезнями. Ликвидированы особо опасные эпидемические болезни (чума, оспа, холера), а многие другие инфекционные заболевания, широко распространенные ранее, практически ликвидированы или встречаются чрезвычайно редко. Так, практически ликвидирована малярия, которой еще в 1925г. болело более 5 млн. человек.

Однако в 1992-1995 гг. была серьезно нарушена эпидемическая ситуация в отношении инфекций, против которых выработаны надежные способы иммунопрофилактики. Эпидемия дифтерии в стране, вспышка полиомиелита в Чеченской Республике явились следствием многолетней неоправданной политики расширенного спектра противопоказаний к вакцинации

(слайд 23).

Заболеваемость дифтерией по Российской Федерации

(на 100 тыс. населения)

Анализ инфекционной заболеваемости детей свидетельствует об увеличении числа больных туберкулезом, сальмонеллезами, сифилисом, гонореей, чесоткой. Наше отставание от большинства развитых стран еще более заметно при сравнении показателей заболеваемости такими «управляемыми» инфекциями, как корь, коклюш, паротит, краснуха, которые наносят серьезный урон здоровью детей и экономике страны. В то же время на Западе в результате высокого охвата детей прививками эти инфекции быстрыми темпами сокращаются до спорадических случаев.

Три вышеуказанные глобальные тенденции четко демонстрируют, что здоровье населения в значительной степени определяется уровнем социально-экономического развития страны, региона.

Знание эволюции показателей здоровья детей и подростков позволяет врачу, педагогу, родителям правильно понять медико-социальную сущность происходящих изменений и определить основные направления профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков.

В этом вопросе следует учитывать не только глобальные тенденции к изменению состояния здоровья населения, но важно знать также особенности развития патологии у детей, свойственные стране, регионам.

Наряду с глобальными тенденциями формирования заболеваемости реальностью являются общие, наблюдаемые во многих регионах Российской Федерации закономерности формирования заболеваемости детей и подростков.

(слайд 24). Развитие ребенка - процесс исключительной сложности и напряженности, всегда в той или иной степени противоречивый, дисгармоничный и лабильный. Гетерохронии роста и развития, смена их фаз закономерно приводят к разбалансировке межтканевых и межорганных соотношений и нарушениям регуляции и гомеостаза. В отличие от взрослого, ребенку свойствен широкий спектр совершенно особых состояний; нередко имитирующих заболевания, но реально от них отличающихся. Эти состояния называют «критическими состояниями развития». Главное их отличие от заболеваний заключается в том, что единственным причинным фактором является сам процесс физиологического роста и созревания. Течение этих состояний, как правило, вполне доброкачественное, заканчивающееся полным выздоровлением и без лечения. Вместе с тем критические состояния развития, как и болезни, могут иметь клиническую картину, включающую в себя и нарушения самочувствия, и определенную симптоматику, и лабораторные или функциональные отклонения)

(слайд 25). На современном уровне знаний, по - мнению профессора И.М. Воронцова, врач не всегда может отличить критическое состояние развития от хронического заболевания и подчас ставит неверный диагноз. Такая ошибка несет в себе угрозу неоправданного применения агрессивных и потенциально опасных методов диагностики и лечения. В то же время любые критические состояния представляют собой состояния повышенного риска для истинных хронических заболеваний, т.е. могут быть отнесены к группе пограничных состояний.

Однако часть отклонений в состоянии здоровья, являющихся поводом для обращения к врачу, фиксируемых в медицинской документации и даже влекущих осуществление определенных корригирующих мер, не является истинной патологией в буквальном смысле этого слова, а отражает возрастные, в большинстве случаев физиологические сдвиги, происходящие в организме. К ним можно отнести симптомы прорезывания зубов у детей, некоторые критические периоды в росте, развитии и половом созревании, включающие нaрушения самочувствия, симптоматику, и лабораторные или функциональные отклонения.).

(слайд 26). Здоровье населения складывается из здоровья индивидуумов. Одним из показателей здоровья является ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ. Под этим понимается распространение всех заболеваний (острых и хронических) среди населения определенной территории за конкретный период времени. Это ведущий критерий характеристики состояния здоровья детских и подростковых коллективов. Для изучения заболеваемости обычно пользуются двумя источниками: обращаемости за медицинской помощью (по данным поликлиник) и результатам массовых медицинских осмотров, проводимых в детских учреждениях. Последний источник имеет большую диагностическую ценность, возможность выявления ранних форм патологии. Заболевания, выявляемые при обращении за медицинской помощью, сравнивают с верхушкой айсберга, основная часть которого (нераспознанные, не леченные случаи заболеваний), остается скрытой и не выявленной, значит роль полноценных и качественных медицинских осмотров очень велика для изучения состояния здоровья детей, так как они дополняют и уточняют данные общей заболеваемости, определенные по обращаемости. При изучении заболеваемости детей в г. Москве в 1975 г. Е.С. Рысева и Л.Ф. Берешков установили, что 85% школьников в среднем 2,4 раза в год обращались за медицинской помощью. При этом наибольшая заболеваемость отмечена у учащихся 1-го классов (263 случая на 100). С возрастом этот показатель заметно снижается и у учащихся 8 класса составляет (159 сл. на 100). Серенко А.Ф., Раменский А.А., Черковный Г.Ф. (1978), изучая общую заболеваемость разных групп населения, установили, что наиболее высокая заболеваемость по обращаемости у городских детей до 3-х лет, самая низкая 15-19 лет, а значит у детей дошкольного возраста она выше, чем у школьников и учащихся ПТУ, что вероятно свидетельствует о том, что на заболеваемость влияет степень зрелости функциональных систем, особенно иммунологической. Если рассматривать заболеваемость детей в ДДУ, то обращает на себя внимание тот факт, что она выше у детей 2-3 лет (поступление в ДДУ) и в 7 лет (поступление в школу). Это объясняется (А.Г. Сухарев) увеличением контактов между детьми при несоблюдении сан.-эпид. режима, функциональной перестройкой детского организма, вызванной адаптацией к новым условиям микросреды. Подтверждением служит тот факт, что «домашние» дети болеют (по обращаемости в поликлинику) несколько реже, чем посещающие ДДУ, у них нет пика заболеваемости в 2-3 года. Процесс адаптации к ДДУ и школе у ребенка протекает у разных детей индивидуально, но может быть очень длительным и сопровождаться сложными изменениями в организме.

(слайд 27). При этом выделяются следующие фазы адаптации: 1-острая адаптация, когда наиболее выражены сдвиги различных физиологических показателей и поведенческих реакций; длительность ее зависит от возраста, состояния здоровья ребенка и его подготовленности к обучению и воспитанию в коллективе. У здоровых детей первая фаза адаптационного периода длится около 10 дней, у детей с морфофункциональными отклонениями – 20 и более дней. 2-ая стадия – подострая, при которой физиологический сдвиг уменьшается и регистрируется лишь по отдельным параметрам, но остается сниженной общая сопротивляемость. Она может длиться несколько месяцев, особенно затягивается эта фаза у детей с хроническими заболеваниями, функциональной незрелостью, отставанием физического развития или какими-либо дефектами. 3-я фаза – называется компенсаторной, в этот период исчезают ранее выявленные отклонения и наблюдаются положительные сдвиги в функциональном состоянии организма и поведением детей.

Однако у некоторых детей может развиваться декомпенсация, резкое снижение сопротивляемости организма, это бывает, когда сила раздражителя превышает адаптационные возможности организма. Каким же образом облегчить процесс социальной адаптации и снизить уровень заболеваемости детей в эти критические периоды?

(слайд 28). Нужно заранее готовить ребенка к поступлению в ДДУ и школу. Детей с хроническими заболеваниями, морфофункциональной незрелостью берут на диспансерный учет и проводят необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия, обращая внимание на правильное нервно-психическое развитие формирование у них анализаторов, особенно двигательного. Для лучшей адаптации вводится ступенчатый режим учебно-воспитательного процесса и облегченный режим дня.

При анализе общей заболеваемости пользуются интенсивными (частота заболеваний), и экстенсивными (структура заболеваний) показателями. Анализ структуры заболеваний необходим для планирования санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий. На первом месте по обращаемости занимают болезни органов дыхания. У дошкольников распространены не только инфекционные и аллергические болезни, а также болезни органов пищеварения. С возрастом отмечается изменение структуры заболеваемости: 2 место после заболеваний органов дыхания занимают несчастные случаи, отравления, травмы; 3-е – болезни органов пищеварения и чувств.

Однако важно знать, что структура заболеваемости не во всех детских и подростковых учреждениях одинакова, так как зависит от разных факторов, в том числе от времени года.

В структуре функциональных отклонений у школьников 2000- х г.г.на 1-м месте находятся нарушения со стороны сердечно- сосудистой системы (28,0%). Отклонения в нервно- психической сфере занимают второе ранговое место (23%), 3-е и 4-е – ранговые места занимают отклонения опорно- двигательного аппарата и со стороны органов зрения (соответственно 10,0% и 9,0%).

За последние годы увеличилось число случаев заболеваний кишечными инфекциями, дифтерией, внутрибольничные инфекции. Большой процент травматизма у мальчиков (в 2,7 раз выше, чем у девочек) - дорожно-транспортный, на воде, несчастные случаи. С возрастом увеличивается число заболеваний с хроническим течением патологического процесса. Речь идет о болезнях нервной системы и органов чувств, расстройствах питания и нарушении обмена веществ и т.д.

Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения, при этом ведущим этиологическим фактором является неспецифическое воздействие условий окружающей среды. В школьном возрасте формируется миопия, хронический тонзиллит, гипертоническая болезнь, неврозы и т.д.

(слайд 29). Хронический тонзиллит – (27% всех школьников, особенно девочки) - ревматизм, нефрит, полиартрит, заболевание сердца. Причина – часто повторяющиеся заболевания, ОРЗ – часто болеющие дети, общее ослабление иммунологической реактивности организма, не закаленность организма.

(слайд 30). Миопия – чаще всего комбинированная форма, при которой увеличена и длина оси глаза и его преломляющая сила, она составляет – 1,4-2% - в дошкольном возрасте, в 7-10 лет – 4,5%, в 11-14 – 10,5%, в 15-18 лет – 21,5%, в 19-25 – 28,7%. Число больных увеличивается в процессе обучения в школе и ПТУ. Причина: увеличение зрительной работы на близком расстоянии в условиях недостаточной освещенности, а также наследственность. Основными средствами профилактики является создание благоприятных условий для работы в ДДУ и школах, совершенствование учебного процесса и уменьшение зрительной работы.

(слайд 31). Нервно - психические расстройства – пластичность и повышенная ранимость психофизиологических функций растущего организма, усложнение социальных условий – создают предпосылки для перегрузки нервной системы и развития нервно-психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Если (по данным ВОЗ) в 30-х годах частота неврозов составляла 22-30 случаев на 1000 детского населения, то в 1979 – уже 63 случая на 1000. Многие школьники имеют микро-симптоматику нервно-психических расстройств, возникающую вследствие переутомления - рационализация педагогического процесса, ликвидация перегрузки, упорядочение режима дня и улучшения физического воспитания учащихся, учет нервно-психофизиологических особенностей в выборе профессии.

(слайд 32). Сколиоз – нарушение осанки (4,1 случаев на 100). Необходимо в ходе предупредительного и текущего санитарного надзора контролировать наличие щадящего режима, необходимых условий для обучения и воспитания, организацию профилактического лечения детей, больных сколиозом или нарушением осанки в специальных дошкольных учреждениях и школах.

(слайд 33). ЗНАЧИТ, в современных условиях в профилактике хронических заболеваний необходимо раннее выявление заболеваний, совершенствование лечебно-профилактической помощи и повышение эффективности работы по контроля за окружающей средой, рациональный режим труда и отдыха, питания, физического воспитания детей и подростков. Необходимо тесное взаимодействие гигиенистов, педиатров и детских специалистов разного профиля. Большое значение имеют скрининг-анкеты, уровень медицинского обслуживания, сочетание профилактической и лечебной работы, преемственность в медицинском обслуживании, совершенствование ранней диагностики и своевременное оказание квалифицированной лечебно-профилактической помощи.

(слайд 34). В системе управления здоровьем выделяются ЧЕТЫРЕ основных составляющих:

- получение статистических показателей о состоянии здоровья коллективов по данным ежегодной диспансеризации детей и подростков (мониторинг здоровья);

- установление причинно-следственных связей с ведущими факторами, формирующими здоровье;

- осуществление санитарного надзора в детских и подростковых учреждениях на основе существующих норм и правил;

- разработка комплекса профилактических мероприятий и их реализация путем воздействия на окружающую среду и на организм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: