Динамика и тембр

При работе над динамикой легко может возникнуть опасность формального выполнения оттенков. Ученик начинает «делать» оттенки, но исполнение от этого лишь проигрывает: не приобретая яркости, оно становится неестественным, нарочитым. Для избежания подобных явлений важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки, и повысить активность восприятия учеником всего произведения или отдельного построения. Иной раз необходимо специально сосредоточить внимание ученика на динамике. Это особенно важно для выяснения каких-либо динамических закономерностей стилистического порядка. Например, при работе с подвинутыми учениками надо разъяснить им характерный для музыки Бетховена принцип контрастной динамики. Необходимо доказать ученику, насколько выразительнее авторские нюансы, и, если он незнаком с указанным принципом бетховенской динамики, рассказать о нем. Полезно предложить и самому ученику найти подобные же динамические контрасты.

Сглаживание контрастов, особенно в произведениях классического стиля, – явление частое в ученическом исполнении. Для предотвращения этого недостатка полезно приучать молодых исполнителей к самоконтролю, а именно, внимательнейшим образом проверять звучность в моментах стыков контрастных построений. Еще большую трудность представляют постепенные спады и нарастания звучности, особенно длительные. В этих случаях для более точного расчета сrеsсеndо и diminuendo иногда полезно их мысленно разбить на несколько участков, в каждом из которых осуществляется некоторое новое ослабление или усиление силы звука. Различная окраска в большей мере связана с регистром. В связи с регистровыми противопоставлениями для усиления красочных контрастов иногда полезно специально выделить верхний и нижний звуки в аккордах или октавах.

Громадные возможности в смысле обогащения звуковой палитры исполнителя открывает педаль.

ТЕМА № 10
РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: