Выразительные возможности педализации

Известны слова Антона Рубинштейна «педаль – душа фортепиано». Богатейшие художественные возможности педаль открывает пианисту. Роль правой педали (именно о ней будет идти речь) в искусстве фортепианного исполнения многообразна. Можно выделить несколько ее функций. Исключительно важна роль педали как связующего средства. Придавая фортепианному звуку большую продолжительность, она позволяет соединять воедино различные элементы ткани, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Значение педали, как связующего средства, особенно велико при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс — для соединения мелодии и сопровождения, басов с отделёнными от них аккордами, звуков гармонической фигурации. Весьма важна роль правой педали также как красочного средства. Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, что при поднятых демпферах взятым звукам начинают беспрепятственно резонировать их многочисленные частичные тона. Появление дополнительных резонирующих звуков, порождаемое нажатием правой педали, придаёт звучанию не только новые краски, но и большую полноту. Придание звуку большей полноты, красочности и продолжительности имеет важное значение для достижения большей певучести исполнения и приближение фортепиано к «поющим» инструментам.

Взятие педали после звука — единственное средство сделать crescendo на выдержанном звуке или аккорде, которое стоит в некоторых сочинениях и обычно сочетается указанием реально невыполнимым. Р. Шуман «Пестрые листки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: