Особенности процесса реализации и воздействия на окружающую среду того или иного вида товаров или услуг во многом определяются тем, на каком этапе жизненного цикла они находятся. Жизненный цикл — это время и характерные особенности существования товара (услуги) с момента его появления и поступления на рынок до ухода с рынка. Основные характеристики жизненного цикла товара включают объем сбыта, динамику прибыли, задачи рекламной деятельности. Функционирование производства и реализация товара во время его жизненного цикла состоят из четырех этапов.
На первом этапе происходит внедрение товара на рынок. Интенсивность реализации товара в это время зависит, во-первых, от степени новизны предлагаемой продукции, во-вторых, от того, насколько ее появление соответствует желаниям потребителей.
На втором этапе — этапе роста, в жизненном цикле товара происходит быстрое расширение сбыта, увеличение прибыли от его реализации, рост числа потребителей.
На третьем этапе — этапе зрелости, происходит снижение интенсивности роста производства и сбыта данного продукта, а затем намечается и их относительное торможение.
|
|
На четвертом этапе — этапе спада, происходит абсолютное сокращение объемов продаж и производства товара, его вытеснение с рынка новыми товарами.
Жизненный цикл товара может видоизменяться в зависимости от специфики продукта, степени его желательности и привлекательности для покупателей, «экологичности» периодического возвращения моды на него и иных факторов.
Внедрение на рынок и реализация нового товара строятся на двух ключевых принципах: объективном, сводящемся к учету реальных нужд и потребностей потенциальных потребителей, и субъективном, сводящемся к учету психологии покупателя.
На этапе внедрения товара на рынке особое значение имеет активное использование целевого воздействия на спрос и, прежде всего, реклама. Рекламное воздействие носит при этом ознакомительный и убеждающий характер и ставит целью стимулирование роста потребительского спроса на новый товар. Роль рекламы в продвижении товара на рынок очень велика и ее значение для коммерческого успеха фирмы несравнимо выше, чем на других этапах жизненного цикла товара. Реклама при внедрении товара на рынок будет наиболее эффективна, если ее воздействие будет комплексным. Потребитель может услышать по радио о поступившем в продажу товаре, прочитать объявление в газете, получить рекламный проспект по почте и т.д. Заключительный этап жизненного цикла товара характеризуется его постепенным вытеснением с рынка новыми товарами, ограниченностью потенциального сбыта и прибыли, постепенным сокращением объема продаж и снятием данного товара с рынка.