Жизненный цикл товара

Особенности процесса реализации и воздействия на окру­жающую среду того или иного вида товаров или услуг во мно­гом определяются тем, на каком этапе жизненного цикла они находятся. Жизненный цикл — это время и характерные особенности су­ществования товара (услуги) с момента его появления и поступ­ления на рынок до ухода с рынка. Основные характеристики жиз­ненного цикла товара включают объем сбыта, динамику прибы­ли, задачи рекламной деятельности. Функционирование производства и реализация товара во вре­мя его жизненного цикла состоят из четырех этапов.

На первом этапе происходит внедрение товара на рынок. Ин­тенсивность реализации товара в это время зависит, во-первых, от степени новизны предлагаемой продукции, во-вторых, от того, насколько ее появление соответствует желаниям потребителей.

На втором этапе — этапе роста, в жизненном цикле товара происходит быстрое расширение сбыта, увеличение прибыли от его реализации, рост числа потребителей.

На третьем этапе — этапе зрелости, происходит снижение интенсивности роста производства и сбыта данного продукта, а затем намечается и их относительное торможение.

На четвертом этапе — этапе спада, происходит абсолютное сокращение объемов продаж и производства товара, его вытес­нение с рынка новыми товарами.

Жизненный цикл товара может видоизменяться в зависимо­сти от специфики продукта, степени его желательности и при­влекательности для покупателей, «экологичности» периодическо­го возвращения моды на него и иных факторов.

Внедрение на рынок и реализация нового товара строятся на двух ключевых принципах: объективном, сводящемся к учету реальных нужд и потребностей потенциальных потребителей, и субъективном, сводящемся к учету психологии покупателя.

На этапе внедрения товара на рынке особое значение имеет активное использование целевого воздействия на спрос и, преж­де всего, реклама. Рекламное воздействие носит при этом ознакомитель­ный и убеждающий характер и ставит целью стимулирование роста потребительского спроса на новый товар. Роль рекламы в продвижении товара на рынок очень велика и ее значение для коммерческого успеха фирмы несравнимо выше, чем на других этапах жизненного цикла товара. Реклама при внедрении товара на рынок будет наиболее эф­фективна, если ее воздействие будет комплексным. Потребитель может услышать по радио о поступившем в продажу товаре, прочитать объявление в газете, получить рекламный проспект по почте и т.д. Заключительный этап жизненного цикла товара характеризу­ется его постепенным вытеснением с рынка новыми товарами, ограниченностью потенциального сбыта и прибыли, постепен­ным сокращением объема продаж и снятием данного товара с рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: