Комментарий. Если вам удастся найти именно тот мостик, какой нужен, восприятие вашего клиента резко изменится, и ему не придется вкладывать огромное количество времени и

Если вам удастся найти именно тот мостик, какой нужен, восприятие вашего клиента резко изменится, и ему не придется вкладывать огромное количество времени и усилий в работу над новым верованием. Но вы и ваш клиент должны набраться терпения, чтобы найти связующее звено, имеющее наиболее сильное личностное значение.

Дополнительная информация

Определение ключевого связующего элемента восприятия может лежать в основе резких религиозных и иных обращений (Sargant, 1996). Симоне и Джонсон (Symons & Johnson, 1997) пересмотрели множество различных исследований и убедились, как важно, чтобы мосты были личностно значимыми. Они выявили, что субъект лучше запоминает те понятия, которые более других относятся к «Я».

Другие терапевты пользуются в качестве мостов метафорами (Gordon, 1978; Martin, Cummings & Hallberg, 1992; Neukrug, 1998; Shorr, 1972, 1974).

Иерархия ценностей как связующее звено

Принципы

Одной из наиболее действенных разновидностей мостов и одним из самых важных инструментов терапевта является использование системы ценностей клиента. Наш опыт показывает, что апелляция к личным ценностям — высокоэффективная техника наведения мостов. Ценности обладают тем преимуществом, что они проприоцептивны и глубоко коренятся в понятиях клиента о реальности. Клиенты зачастую не принимают утверждения о том, что их установки или поведение некорректны, но редко кто будет опровергать доказанное несоответствие между их установками и поведением, с одной стороны, и своими фактическими ценностями — с другой.

Внимательно управляя терапевтическим процессом, консультант может помочь клиенту узнать о своей личной иерархии (320:) ценностей. Старые, ошибочные ценности тоже связаны с этой иерархией, но если терапевт сможет продемонстрировать, что новое, предпочитаемое верование занимает в иерархии более высокое положение, он может облегчить движение клиента в направлении к более эффективной установке.

Метод

1. Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это можно сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего при помощи вопросов, в которых необходимо выбрать ту или иную ценность. Не путайте вопросы, которые едва обнаруживают ценностные предпочтения («Как вы относитесь к браку?»), с теми, которые заставляют клиента ранжировать свои ценности в виде иерархии («Что бы вы предпочли — безопасность, когда с вами рядом находится кто-то, кто заботится о вас, или свободу, но с некоторой долей одиночества?»). Такой тип вопросов, к которому принадлежит последний, если его повторить в отношении широкого спектра жизненных сфер, постепенно приводит к созданию персональной иерархии. К примеру, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения. (321:)

Вопросы Ответы
Что вы предпочтете:  
• Богатство или популярность? Богатство
• Безопасность или независимость? Независимость
• Богатство или независимость? Независимость
• Много друзей или богатство? Богатство
• Здоровье или много друзей? Друзей
• Друзей или свою независимость? Независимость
• Хорошую зарплату или должность начальника? Должность начальника

Терапевт должен иметь в виду, что, несмотря на то, что эта техника очень полезна, у нее есть свои ограничения. Клиент будет пытаться давать ответы, которые, как он думает, хочет

услышать терапевт. После использования вопросов для создания базовой иерархии получите от клиента информацию о его прошлых и настоящих установках и опыте и о том, что они действительно сделали и во что, следовательно, действительно верят. Сравните с предъявленными ранее ценностными предпочтениями. Получить иерархию можно также методом Q-сортировкй или при помощи фантазийных аналогий типа игры в джинна в бутылке и три желания.

2. Составьте список старых, деструктивных верований и попросите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое верование, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует о несоответствии с реалиями клиента.)

3. Составьте список новых, предпочтительных верований и попросите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые верования (в противоположность обозначенным старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Клиент после этого должен практиковаться в восприятии более высоких ценностей всякий раз, когда он думает о новом веровании.

4. В качестве повторения клиент тренируется в представлении высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сделать с использованием воображения в терапевтическом кабинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызовут нужную мысль.

Примеры

Старое верование. Будет очень плохо, если не понравлюсь коллегам мужа.

Высшая ценность клиента. Христианская вера.

Новое верование. Если полностью следовать заветам Христа, не стоит стараться стать популярным и зависеть от мнения других. Гораздо важнее то, что христианин должен прислушиваться к богоданному внутреннему сознанию и оставаться верным Его принципам.

Старое верование. Все, что бы я ни пытался сделать, заканчивается неудачей.

Высшая ценность клиента. Стойкость: «Когда путь становится трудным, тверже становится шаг».

322

Новое верование. Я не могу контролировать свой успех или неудачу. Я контролирую только свои старания. Я всегда буду бороться и учиться на своих неудачах, чтобы мои попытки в будущем были более успешными.

Старое верование. Я виновата в том, что меня изнасиловал отец.

Высшие ценности клиента. Доминантность, контроль и соперничество.

Новое верование. Если я буду позволять этой иррациональной вине есть меня поедом, я проиграю и позволю негодяю снова одержать верх.

Старое верование. Она бросила меня ради более молодого и более удачливого мужчины.

Высшая ценность клиента. Объективная правда.

Новое верование. Я хороший, но не лучше, чем любой другой мужчина в мире.

Старое верование. Чтобы быть счастливой, у меня должен быть мужчина.

Высшая ценность клиента. Самоуважение.

Новое верование. Я предпочту, чтобы я любила себя одинокой, тому, чтобы ненавидеть себя за то, что я живу как рабыня с человеком, который мне не нравится.

Старое верование. Если я соглашусь на работу за границей, мне придется оставить всех своих друзей.

Высшая ценность клиента. Стимуляция и разнообразие.

Новое верование. Я скорее умру от скуки здесь, чем от одиночества там.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: