Проблема соотношения ценностей и нравственных потребностей

Различные социальные явления и образы могут вызывать у человека ярко выраженное положительное отношение в силу их соответствия его собственным ценностным приоритетам. У него возникает желание испытывать повторное и многократное их воздействие, либо, наоборот, избегать некоторых. Так формируются потребности небиологического порядка, имеющие каждая свой предмет. В основе одной и той же потребности такого рода могут лежать совершенно разные ценности. Ценности и социальные потребности тесно взаимодействуют: Социальные потребности оказывают обратное воздействие на систему ценностных приоритетов, но сводить одно к другому неверно. Потребность всегда имеет свой предмет, или предметы, а ценности связаны с ними лишь опосредованно.

Предметом собственно нравственных потребностей становятся не вещи, а действия, в том числе и по отношению к вещам. Различия между ними и ценностями в следующем.

Во-первых, нравственные потребности существуют в конкретной форме, как острое желание видеть или проявлять определенное отношение или поведение (честность – нечестность, скромность – выпячивание себя, милосердие - жестокость), во-вторых, они ситуативны: та или другая актуализируются в зависимости от ситуации. Ценности же позволяют человеку определять: что честно, что – нет; что скромно, что – нет. Они надситуативны, они всегда «с человеком», ими человек «измеряет» все ситуации и все возможные аспекты их измерения. Ценности личности образуют основу ее нравственности, как части ее индивидуальной культуры: они определяют для нее значение чужой жизни и личности вообще (не конкретно чьей-то, а именно вообще, в принципе); они определяют для нее значение всего объективного не только как предметов потребности, но и как самостоятельных сущностей, имеющих собственное существование.

(С.109) Социально-нравственная и инструментальная стороны соотношения «Я – не Я» взаимосвязаны. Есть все основания полагать, что нравственность возникла вследствие необходимости нивелировать негативные последствия иерархизации и конкуренции в человеческом обществе и предотвратить подавление слабого сильным, более альтруистичного более эгоистичным... Ф.Бэкон, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс, П.Кропоткин и др. говорили о биологических основаниях нравственности, хотя данная идея остается спорной. Б.С.Алишев полагает, что, как и культура в целом, нравственность возникла из взаимодействия и во взаимодействии. Она стала регулятором социальных взаимодействий в процессе их постепенного «перевода» из сферы инстинктивной регуляции в сферу сознания. Иными словами, нравственность стала необходимой тогда, когда человек стал осознавать свою социальность и стал осознавать других людей как «других людей», т.е. как объекты. Как только это произошло, он стал и относится к ним как к объектам: использовать их, манипулировать ими и даже уничтожать. Вряд ли есть в истории человечества что-то более ужасное, чем история насилия людей по отношению друг к другу. Если бы не развитие культуры и важнейшей ее составной части – нравственности, жизнь человека ничего бы не стоила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: