Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в середине 19 в. Это так называемые увеличенный (гамма Черномора в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки) и уменьшённый (гамма тон-полутон, характеризующая Морского царя в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова) лады. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотоновой гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Используется для создания сказочных фантастических или зловещих образов. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов. Например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез – соль-диез и т. д. Данный лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова, гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов. К искусственным относятся и лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Гамма – последовательный ряд звуков в диапазоне одной или нескольких октав.

Тональность – высотное положение лада.

Blue note


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: