Глава L. Как надобно человеку в печали предавать себя в волю Божию

1. [379]. Господи Боже, Отче Святый, благословен буди ныне и во-веки, яко сие восхотел еси, сие совершишася, и блага суть вся, яже Ты твориши! Да возрадуется о Тебе раб Твой, не о себе ниже о ином некоем. Ибо Ты Един радость истинная, Ты - мое упование и венец мой, Ты мое веселие в хвала моя, Господи! Что есть у раба Твоего что бы он от Тебя не принял(IКор. IV 7), и приял не по своей заслуге? Что ни дал и что ни сотворил Ты, вся Твоя суть. Нищь есмь аз и в трудах от юности моея (Пс. 87, 16), и сокрушается часто до слез душа моя и бывает, что дух мой сам в себе возмущается, от нападения страстей.

2. [380]. Радости мира желаю, воздыхаю о мире сынов Твоих, их же Сам пасеши во свете утешения. Когда Ты мир даешь, когда святую радость вливаешь, - вся душа у раба Твоего исполнится стройного согласия, и во хвалу Твою посвящена будет. Но как часто бывяет, что Ты удаляешься, - и тогда нет сил рабу Твоему ходить по пути заповедей Твоих: - тогда сгибаются у него колена, и бимши перси свои, падяет. Не таково ему стало, каково было вчера и третьего дня, егда светяшеся светильник Твой над гловою моею (Иов. ХХIХ 3), и пор сению крил Твоих укрывался от напора искушений.

3. [381]. Отче Праведный и Всехвальный, прииде час, да внидет во искушение раб Твой. Отче Возлюбленныи, достойно есть в час сей рабу Твоему претерпеть Тебя ради. Отче присно поклоняемый, настал час от века Тобою предопределенный рабу твоему, да истощится на малое время во внешнем, у Тебя же во внутреннем да живет непрестанно; нястал ему час побыть мало в презрении, и в унижении и в упадке пред человеками, истереться в страстях и в расслаблении, да воскреснет паки с Тобою в зарю нового света и да прославится в селениях небесных. Отче святый, Твое повеление! - Ты благоволил тако; и что совершилось со мною, Ты предуставил.

4. [382]. И то благодать Твоя ко другу Твоему, чтобы ради любви Твоей страдал и прискорбен был в мире, сколько бы раз, и каким бы образом и от кого бы ни попустил Ты скорбь и страдание. Без Твоего совета и без промысла Твоего и без причины ничто не бывает на земли. Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим, и все превозношения сердечные и всякое самомнение да отвергну. На пользу мне, что смущением покрылось лице мое, чтобы Тебя, а не человеков поискал я себе в утешение. И из сего познал я страх неисследимого суда Твоего, - что поражаешь Ты праведного с нечестивым вместе, - но в правду тому и другому и в уравнение.

5. [383]. Хвалу Тебе воздаю, что не пощадил во мне зла, но истощил меня горькими ранами, поражая болезнями и насылая скорби извне и извнутри. Никого нет, кому утешить меня, во всей поднебесной, разве Тебя, Господи Боже мой, врач небесный душам: Ты убиеши и жити сотвориши, во ад низводищи и возводиши (Тов. ХXIII 2). Наказание Твое на мне и жезл Твой меня наставит.

6. [384]. Се, Отче Возлюбленный, в руце Твоей есмь аз, под жезл исправления Твоего преклоняюсь. Рази хребет мой и выю мою, - пусть всякая кривизна моя в волю Твою изогнется. Сотвори во мне ученика благочестивогои смиренного, какими ведаешь благими путями, - чтобы ходить мне по всякому Твоему мановению. Себя и все свое Тебе поручаю во исправление; лучше здесь быть наказану нежели в будущею мире. Ты ведаешь всяческая и все по единому, и ничто в совести человеческой от Тебя не укроется. Ты еси Сведый вся прежде бытия их; и нет нужды Тебе, чтобы кто до Тебя довел или Тебя известил о том, что на земле происходит. Ведаешь что потребно на пользу мне, и как нужно страдание к очищению ржавчины пороков. Сотвори со мною по вожделенной Твоей воле, и не презри греховной жизни моей; никто ее во всем свете не видит и в полноте не знает, кром Тебя Единого.

7. [385]. Даруй мне, Господи, знать что знать должно, любить - что любить следует, хвалить - что Тебе благоугодно, уважать - что пред Тобою драгоценно, охуждать - что нечисто пред Тобою. Не попусти мне судить по виду внешнего зрения, и полагать мнение по слуху от несведущих человеков; но даруй истинным судом разуметь видимое и духовное, и превыше всего во всем искать, что есть воля Твоя благая.

8. [386]. Обольщаются часто в суждении чувства человеческие; обольщаются и любители здешнего века, когда к одному видимому привязываются. И разве лучше станет от того человек, что другой человек помитает его больше себя? Лживый лживого, суетный суетного, слепой слепого, больной больного обманывает, когда друг друга превозносят; и кто кого по пустому выхваляет, тот тому по правде еще более наносит стыда." Не более того всяк человек, чем в очах Твоих является ", говорит смиренный св. Франциск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: