Основные чувства и их определения

1. Гнев Естественная реакция на неудовлетворение ваших желаний или потребностей. Вы можете не позволять себе выражать чувство гнева или бояться выражать его.
2. Страх Естественная реакция на осознаваемую физическую или эмоциональную опасность. Вы можете не разрешать себе думать и чувствовать одновременно. Вы можете использовать страх для того, чтобы скрыть гнев.
3. Печаль Естественная реакция на потерю человека, вещи или взаимоотношений (реальных или вымышленных). Это важная часть отказа от того, к чему вы привязаны. Здесь также может присутствовать гнев, связанный с ощущением утраты.
4. Возбуждение Естественная реакция в ожидании чего-то хорошего. Страх и возбуждение тесно связаны между собой. Некоторым детям не разрешают проявлять возбуждение.
5. Счастье или радость Естественная реакция удовлетворения получением желаемого или необходимого либо эффективного выполнения чего-то. Некоторые люди не знают, что можно быть эффективным и счастливым.

Некоторые люди используют другие слова для обозначения чувств, стремясь уйти от основных чувств или оправдать поведение. Такие слова, как “расстроенный”, “виновный”, “обиженный”, “раздосадованный” или “раздраженный”, обычно скрывают гнев. Слова “смущенный”, “взволнованный”, “тревожный” или “напряженный” скрывают страх. Печаль часто выражается словами “одинокий”, “скучающий”, “опустошенный” или “подавленный”. Некоторые слова обозначают сочетание чувств. Слова “подавленный”, “несчастный” или “расстроенный” могут представлять сочетание гнева, страха и/или печали. Страдание — это обычно гнев или страх, испытываемые человеком, которому не позволено выражать эти эмоции. Важно правильно распознавать свои основные чувства и научиться использовать их при принятии решений.

Чувства являются естественной, нормальной реакцией на ваши переживания. Они могут помочь вам сформировать ваши ценности и принять решения. Вы очень рано научились в реальной жизни искажать свои чувства. Элизабет Кюблер-Росс выразила это следующим образом: “Мы все начинаем отлично. Вы можете заметить, что искривления начинаются в человеке тогда, когда его естественные эмоции подавляются” (Залески, 1984). Элис Миллер (1983) пишет, что мы остаемся связанными с детством и созависимостью, потому что:

l В раннем детстве наши чувства оскорбляют, и никто никогда не замечает наши оскорбленные чувства.

l Затем нам говорят, чтобы мы не злились, когда нас обижают.

l После этого нас заставляют демонстрировать признательность тем, кто нас обижает, так как у них были добрые намерения (они не хотели нас обидеть).

l Затем нам говорят, чтобы мы забыли о случившемся.

l И наконец, нам демонстрируют, как избавиться от накопившегося гнева с помощью насилия и оскорблений по отношению к другим людям, которые младше или слабее нас, либо говорят, чтобы мы направили свой гнев на самого себя.

Миллер (1983) добавляет: “Самой большой жестокостью по отношению к ребенку является запрещение выражать свой гнев или страдания. В противном случае он рискует утратить любовь и признательность своих родителей”. Многих детей, которые воспитывались в дисфункциональных семьях, систематически учили подавлять и сдерживать свой гнев, печаль и чувство обиды. Часто нас разубеждают в наших чувствах, учат не доверять им и полагаться только на то, что говорят о наших чувствах другие люди.

Если вы воспитывались в дисфункциональной семье, то скорее всего ваши функциональные потребности не удовлетворялись. В результате у вас было много болезненных переживаний в детстве. К тому же некому было выслушивать ваши переживания, поддерживать и воспитывать вас, соглашаться с вами и уважать вас, что заставляло вас самостоятельно справляться со своими болезненными чувствами. Для того чтобы самому иметь дело со своей эмоциональной болью, вы начали создавать защиту против переживания чувств, стараясь вытеснить их из своего сознания. Возможно, в детстве это помогало вам выжить, но в результате вы могли полностью утра­тить связь со своими подлинными чувствами. Без осознания своих подлинных чувств вы потеряли полноту и богатство жизни.

Способы управления чувствами,

присущие созависимому человеку

l Вы кричите, когда вам нужно разозлиться.

l Вы злитесь, для того чтобы скрыть свой страх, печаль или обиду.

l Вы впадаете в состояние депрессии, вместо того чтобы дей­ствовать.

l Вы действуете решительно и сдерживаете свои чувства.

l Вы обвиняете в своих переживаниях других людей (“Ты свел меня с ума”).

l Вы убеждены в том, что выражение определенных чувств является признаком слабости (мужчины не кричат, женщины не должны гневаться).

l Вы позволяете чувствам других людей управлять вашими мыслями, переживаниями и действиями.

l Вы позволяете вашим мыслям блокировать чувства или чувствам блокировать мысли.

l Вы выражаете только оправданные чувства или “скандальные” чувства, стараясь контролировать других.

l Вы отдаете больше власти своим чувствам, чем они того заслуживают. “Если бы я начал кричать, я бы никогда не смог остановиться” или “Если бы я разгневался, то обидел бы кого-нибудь”.

l Вы убеждены, что чувства плохи и их следует избегать. Увлекаетесь сутью дела, чтобы избежать переживаний.

Здоровые способы управления чувствами

l Когда вы чувствуете гнев, испуг или раздражение, скажите об этом и попросите других о том, чего вы желаете.

l Используйте ваши чувства в качестве помощи в принятии ре­шений.

l Определите каждое чувство отдельно. Не используйте одно для блокировки другого.

l Владейте вашими чувствами и возьмите на себя ответственность за ваши чувства.

l Поймите, что вы можете думать и чувствовать одновременно, и делайте это.

l Распознайте ваши “скандальные” чувства и не используйте их для манипулирования другими людьми.

l Сразу выражайте ваши чувства и не накапливайте их.

l Относитесь к вашим чувствам как к друзьям и союзникам, а не как к врагам, которых следует избегать.

l Позволяйте себе переживать свои чувства, когда они проявляются, как можно полнее.

l Не забывайте, что нет “плохих чувств” и для каждого из них есть важная причина.

Как НАУЧИТЬСЯ СНОВА ЧУВСТВОВАТЬ

Средства для самостоятельной работы

l Заведите дневник чувств. Составьте перечень чувств, которые вы пережили в течение дня. Записывайте в своем дневнике, когда вы переживаете каждое чувство, где вы его переживаете и любое выражение чувства, если оно было выражено. Если хотите, можете фиксировать только те случаи, когда вы ощущали или осознавали чувство, но не испытывали или не помните его проявления. Спустя какое-то время составьте схему вашего прогресса. Отметьте в дневнике, какие чувства вы можете распознать, но не можете выразить. Запишите определенные чувства, которые отсутствуют в вашем перечне.

l Составьте описание разновидностей чувств, которые выражались в семье вашей матерью, отцом, братьями и сестрами. Какому образцу вы чаще всего следуете?

l Составьте перечень того, что с вами происходило в детстве, по поводу чего вы испытывали чувство гнева, печали, страха, счастья или возбуждения. Рядом с каждым чувством поставьте букву В, если вы выражали гнев, печаль, страх, счастье или волнение. Отметьте, в каких ситуациях вы подавляли или сдерживали свои чувства. Наконец, сравните оба перечня и посмотрите, реагируете ли вы так же, как в детстве, или ваша реакция на собственные чувства изменилась.

Средства для психотерапии

Хороший психотерапевт может оказать вам такую же поддержку в ваших основных потребностях, как и сотрудничающий с вами партнер. Основное отличие состоит в том, что психотерапевт обладает боґльшими навыками в оказании помощи для восстановления связи с вашими самыми глубокими чувствами. Он предоставит вам возможность выражать их в безопасной, поддерживающей обстановке.

Дыхательные упражнения являются мощным средством психотерапии. Дыхательные техники направлены на восстановление контакта с вашей глубокой обидой или печалью. Старые модели могут находиться в вашем подсознании, и дыхательные упражнения помогут вам установить связь со многими старыми чувствами и освободиться от них. Метод, который мы исполь­зуем, представляет собой связанную модель дыхания. Вы вдыхаете и выдыхаете. Соедините вдох и выдох таким образом, чтобы между ними не было паузы. Представьте мысленно круг, во время вдоха одну половину круга, а с выдохом — вторую половину. Если подавляемый материал начинает освобождаться, вам необходимо просто продолжать дышать. Вы можете испытывать дрожь или пощипывание в руках и ногах и чувствовать ослаб­ление напряжения в желудке или груди. От 45 минут до полутора часов таких дыхательных упражнений могут вызвать освобождение многих старых моделей, заключенных в вашем организме. Вы можете почувствовать эмоциональное облегчение. После сеанса вы будете чувствовать себя очень расслабленным и открытым. Упражнение можно периодически повторять по мере необходимости.

Средства для работы в группе поддержки

l Группы поддержки полезны при работе с выражением ваших чувств. Одним из важных способов поддержать ваши чувства является ответная реакция. Упражнение, которое является полезным для этой цели, называется “бомбардировка источников силы”. Каждому человеку предоставляется две минуты для того, чтобы рассказать членам группы о своих источниках силы и ресурсах. Затем группе предоставляется три минуты, чтобы высказать этому человеку, какие его сильные стороны видят члены группы. Наилучшим образом работают группы, в состав которых входят не более шести участников.

Средства для работы с партнером

На уровне чувств можно добиться глубокого исцеления созависимых людей. Обычно для этого необходимы взаимоотношения, в которых вы можете наконец удовлетворить свои основные потребности. От ваших партнеров требуется прежде всего:

l демонстрировать понимание и уважение к вашим потребностям и чувствам;

l прислушиваться к вашим чувствам и воспринимать их серьезно;

l выступать в роли зеркала, для того чтобы вы могли видеть, кем вы на самом деле являетесь;

l чтобы вы могли учиться у них, а они у вас.

Эти качества выражаются многими способами в близких взаимоотношениях, именно они могут помочь вам завершить ваше психологическое рождение.

Каждый человек думает о своих конфликтных взаимоотношениях с другим человеком. Обратитесь ко всем вашим первоначальным обвинениям по отношению к вашему партнеру, затем к обвинениям, которые они высказывали по отношению к вам, и, наконец, посмотрите, какова ответственность каждого из вас за ситуацию. Спросите себя: “Что происходило с нами, когда я мог бы действовать, но не действовал?”

Пример из практики

Синтия впервые пришла ко мне (Дженей) на сеанс психотерапии с просьбой помочь ей разрешить сексуальные проблемы во взаимоотношениях с Доном. Сначала она перестала получать удовольствие от секса, а потом вообще прекратила сексуальные отношения. Дон был расстроен и настоял, чтобы она пошла на консультацию.

С первых слов Синтии стало очевидным, что она была несколько ущемлена в своих чувствах и ощущала себя “сплавленной” с Доном. Она была полностью сосредоточена на том, чтобы “доставить удовольствие” Дону. Когда Синтия говорила, она напоминала мне заводную куклу. Движения ее тела были негибкими и как бы состоящими из отрывистых толчков. Ее взгляд был отсутствующим, глаза смотрели вдаль. Голос Синтии был монотонным, как бы искусственным, не выражающим никаких чувств. Она словно рассказывала историю о некотором дальнем знакомстве, не выражая никаких чувств, излагая только факты.

Психотерапия Синтии проходила медленно и методично. Сначала ей необходимо было научиться тому, что означают обычные чувства, затем распознавать их в самой себе. Это продолжалось несколько месяцев — интенсивное распознавание, участие в групповых встречах, обсуждение всего, что с ней происходило. Как только Синтия научилась распознавать чувства, мы начали работать с их принятием.

Синтия была склонна к необъяснимым приступам плача. Дон чувствовал себя очень некомфортно во время этих вспышек. Поэтому она научилась сдерживать себя до тех пор, пока не оставалась одна, и давала волю слезам в ванной или сидя одна в машине. Синтия научилась приберегать свою печаль к сеансу психотерапии, где я могла успокоить ее и создать ей комфортные условия.

Психотерапия продолжалась почти полтора года, она включала работу в группе поддержки и самостоятельную работу над собой, в результате Синтия научилась осознавать свои чувства. Это означало, что она могла без­опасно выражать свои чувства во взаимоотношениях с Доном, и они оба начали работать над выражением своих чувств.

Такую подготовительную работу часто необходимо проделать до того, как люди с определенными дисфункциями чувств смогут начать работу с созависимостью во взаимоотношениях. Возобновление функции выражения чувств освобождает от петли созависимости. Если человек не знает, как или какие чувства выражать, он обычно не знает также, чего хочет или в чем нуждается. Люди не могут научиться просить о том, чего хотят или в чем нуждаются, до того, как действительно узнают, о чем хотят попросить.

Глава 15

ИСЦЕЛЕНИЕ “ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА”

В дисфункциональной семье (то есть в семье, свойственной доминаторной культуре) созависимую личность принуждают расстаться со своим истинным “Я”, приспособиться к фальши или созависимой модели, что помогает этой личности выжить. В большинстве дисфункциональных семей взрослые прилагают так много усилий, чтобы играть свои роли сформировавшихся взрослых, что у них, естественно, нет времени и сил поддерживать и воспитывать собственных детей.

Нарциссические раны

В течение первого года жизни и до пятнадцати месяцев невозможно испортить ребенка. Детям нужно, чтобы их замечали, лелеяли, принимали всерьез, сдерживали, воспитывали, пели им песни и потворствовали во всех потребностях. Это необходимо для того, чтобы сформировать здоровую способность любить самого себя. Дети, чьи основные нарциссические потребности удовлетворялись на этой стадии развития, вырастают истинно уступчивыми и неэгоистичными людьми. Они способны проявлять заботу и сострадание к другим людям в безболезненной форме и находят истинное удовольствие в служении самому себе и другим.

Если нарциссические потребности ваших родителей не были удовлетворены, когда они были детьми, им трудно будет удовлетворить ваши потребности. Вместо этого они могут непроизвольно наносить детям психотравмы, исходя из своих собственных незалеченных ран. Родители, страдающие такой дисфункцией, часто не воспринимают всерьез потребности своих детей. Они высмеивают своих детей, не позволяют им выражать свои истинные чувства. Им трудно уважать своих детей как отдельных личностей с собственной свободной волей. В результате они дразнят своих детей, лгут, бьют, угрожают им, изолируют их, не верят, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство. Они могут использовать своих детей в качестве игрушек или инструмента для удовлетворения своих собственных эгоистических потребностей; они отказывают им в любви и могут даже подвергать их эмоциональным или физическим мучениям. В результате дети страдают от бесчисленных ран, связанных с нарциссиче­скими потребностями. Такие раны залечить нелегко, но легко тронуть и разбередить уже во взрослом возрасте интенсивными ссылками или даже недружелюбным взглядом.

Эту трагедию усиливает тот факт, что ваши родители, скорее всего, верят, что такое обращение с вами способствует вашему же благу. Они или не желают испортить вас, или хотят выглядеть в глазах окружающих людьми, способными обеспечить твердую дисциплину и социальное воспитание. В любом случае они пытаются оправдать свое жестокое поведение. Такой подход подразумевает: “Если у тебя будут какие-то трудности в результате нашего родительского воспитания, это твоя вина ”. “Вероятно, что-то у тебя не так”. Подобное убеждение преобладает у большинства детей, выросших в дисфункциональных семьях.

Поразительно, что многие из нас верят в это и воспринимают причиняемую нам жестокость как “необходимую” или как свою собственную вину. Мы приспосабливаемся к этим требованиям, чтобы выжить. Важно изменить свое неправильное восприятие детства, чтобы не переносить на своих детей родительское воспитание по принципу “для твоего же блага”. Некоторые родители считают, что необходимо поступать со своими детьми так же, как поступали с ними, чтобы доказать себе, что их родители действительно любили их. Нелегко признать тот факт, что они не любили и, возможно, не могли любить вас так сильно, как вам это было необходимо. Почти каждый дает себе “тайную клятву” в том, что, когда вырастет, не будет говорить своим детям тех пагубных слов или совершать поступки, которые говорили или совершали по отношению к нему. К сожалению, почти все в ситуации стресса, став взрослыми, убеждаются, что нарушают эту клятву, говорят или делают по отношению к своим детям именно то, что делали по отношению к ним, и часто используют те же самые методы или слова.

Такой порочный круг жестокости будет беспрепятственно передаваться от поколения к поколению, если не изменить эту модель. Для этого необходимо воссоединиться со своим “внутренним ребенком”, который находится там, где прячутся ваши истинные чувства и ваше истинное “Я”. Защиты вашего “Я” были созданы для того, чтобы предохранить вашу детскую душу от вредных влияний. Однако что происходит, когда вы прячете свои истинные чувства или истинное “Я” от других? В итоге вы начинаете прятать их и от себя. Есть мудрая поговорка, которая подходит к подобному случаю: “Вы не сможете починить что-либо, пока не узнаете, как оно сломалось”.

Самый простой способ узнать, как вы сломались в детстве, — повторно взглянуть на свое детство через призму вашей сегодняшней осведомленности о своих созависимых моделях. Эти модели дают вам ключ к тому, что действительно происходило с вами в детстве. Если даже вы не сможете вспомнить, что на самом деле происходило с вами, то сможете увидеть и почувствовать, что должно было происходить, когда исследуете свои собственные созависимые модели.

Большая часть работы включает повторное переживание своих чувств. Когда вы испытываете болезненное, обидное чувство (нарциссическая рана), заставьте себя вспомнить время, когда вы уже испытывали нечто подобное. Другой важной частью этого процесса является переживание об утрате контакта, который был у вас когда-то с вашим истинным “Я” и вашим “внутренним ребенком”. Важная часть процесса выздоровления — это ощущение грусти и глубокой печали в связи с этими потерями.

Ниже сравниваются некоторые общие характеристики созависимого “Я” и истинного “Я”, или “внутреннего ребенка”.

Общие характеристики

созависимого “Я” и истинного “Я”

Созависимое “Я” — это: Истинное “Я” — это:

ложная личность реальная личность

приспосабливающаяся личность свободная личность

искусственная личность подлинная личность

проектировщик и интриган спонтанный

отказывающий дающий и коммуникабельный

закрытый для обратной связи открытый для обратной связи

критичный, завистливый, принимающий себя и других

идеализирующий, стремящийся

к совершенству

конформист сострадающий

любящий с условиями безусловно любящий

пассивный или агрессивный отстаивающий свои права

рациональный, логичный интуитивный

серьезный шутливый

бесчувственный чувствительный

недоверчивый доверчивый

тот, кто избегает быть тот, кому нравится быть

воспитываемым воспитываемым

тот, кто управляет и устраняет тот, кто уступает

самодовольный заботящийся о себе

зажатый, напуганный открытый, любящий

отделенный от Бога и других соединенный с Богом и другими

Поскольку наша культура в значительной мере ориентирована на доминаторную модель, большинство из нас научились прятать свое истинное “Я”, боясь, что нам причинят вред или опять отвергнут. В доминаторной культуре чем более открыто ваше истинное “Я”, тем больше вы рискуете обнажить свои незалеченные нарциссические (связанные с любовью к себе) раны, что заставит вас чувствовать свою ранимость и страх.

Когда мы начинаем больше ориентироваться на партнерскую модель, многие из нас поддерживают друг друга в попытках закончить незавершенное когда-то психологическое развитие. По-прежнему требуется значительное душевное мужество, чтобы восстановить свое истинное “Я” и исцелить его. Но несмотря на то, что это пугает и вы можете иногда ощущать нанесенный вам вред, потому что становитесь более ранимым, это важно для вас, потому что, соединившись со своим истинным “Я” и “внутренним ребенком”, вы почувствуете себя намного более живым человеком.

Условия, подавляющие развитие

истинного “Я”

Существует много факторов, связанных с доминаторной культурой, которые могли действовать в семье, где вы росли. Эти условия ведут к подавлению истинного “Я” и развитию фальшивого (ложного) “Я” или созависимого “Я”. Это:

l Жесткие и принудительные правила.

l Стремящиеся к совершенству, наказывающие родители.

l Жесткие и принудительные роли. Эти роли предписываются в соответствии с потребностями родителей. “В этой семье ты ловкий, а она очаровательная”.

l Масса семейных секретов.

l Зависимость от алкоголя, наркотиков, пищи, работы, секса, другого человека и т.п.

l Серьезная и тяжелая атмосфера. Каждый ведет себя как жертва, и единственное проявление юмора заключается в том, чтобы вы­смеивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насмешек.

l Никакого личного уединения или личных границ. Детям не дается права на тайну и личные границы.

l Один или оба родителя хронически больны — умственно или физически.

l Родители с созависимыми взаимоотношениями.

l Физическое, сексуальное или эмоциональное злоупотребление ребенком со стороны взрослого или взрослых.

l Родители, которые исподволь внушают ложное чувство лояльности по отношению к семье.

l Никому не разрешается говорить посторонним что-либо о семье. Противодействие посторонним.

l Детям не разрешается проявлять сильные чувства.

l Конфликты между членами семьи игнорируются или отрицаются.

l Никакого единства в семье. Некоторые члены семьи объединяются в подгруппы, чтобы защититься от других и злоупотреблять другими членами семьи.

Этапы развития созависимости

l Неадекватная связь; очень слабое воспитание и забота.

l Аннулирование и подавление всех внутренних настроений.

l Вознаграждения за удовольствия, доставленные другим, никакого поощрения независимых действий.

l Никакой поддержки в защите личных границ.

l Неудачная попытка стать автономным, ведущая к росту зависимости от других людей, к страху быть заброшенным.

l Растущая толерантность по отношению к внутренней эмоциональной боли.

l Развитие принудительного и зависимого поведения, чтобы избежать эмоциональной боли.

l Развитие стыда и вины, ведущее к дальнейшему снижению самооценки.

l Ощущение себя вне контроля, ведущее к связанному с манипуляцией и руководимому поведению.

l Развитие защит своего “Я”, таких как проекция, отрицание, рационалистическое объяснение.

l Развитие заболеваний, связанных со стрессом.

l Частое использование принудительных и зависимых действий для управления собой и другими.

l Трудности в интимных отношениях.

l Частая смена настроений.

l Ложь, мошенничество и другие асоциальные действия.

l Хроническое невезение.

l Жизнь в условиях кризиса и упадка сил, ощущение близкой смерти.

Процесс исцеления

Чтобы исцелить своего “внутреннего ребенка” и восстановить контакт со своим истинным “Я”, вам понадобится пройти через процесс исцеления, который включает в себя:

l Раскрытие и освобождение, сосуществование с вашим “внутренним ребенком” каждый день все дольше и дольше.

l Определение своих собственных потребностей и желаний.

l Развитие эффективных способов удовлетворения своих потребностей и желаний без манипулирования и управления другими.

l Идентификация и повторное ощущение своих нарциссических ран и разрешение себе ощущать боль и обиду в присутствии надежных и поддерживающих людей.

l Умение идентифицировать и прорабатывать свои внутренние проблемы или незавершенные стадии развития. Вам понадобится закрепить эти “разорванные” участки своего “Я” и научиться интегрировать их в ваше истинное “Я”.

l Создание системы поддержки из единомышленников, которые желают строить партнерские взаимоотношения.

как ИСЦЕЛИть ВАШЕго

“внутреннего ребенка”

Средства для самостоятельной работы

l Вспомните свое самое раннее детское воспоминание или повторяющийся детский сон. Запишите его как можно более детально с указанием как можно большего количества своих ощущений. Опишите, что вы видели, слышали, чувствовали, что различали на запах, пробовали на вкус или ощущали интуитивно. Затем напишите, какой вывод вы сделали о себе самом в результате этого воспоминания или сна. Альтернативный метод — нарисовать картину, изображающую ваше воспоминание или сон. Это позволит вам более объективно посмотреть на ваше воспоминание или сон. Обычно существуют важные события, модели или принципы, врезавшиеся в вашу память или сон, которые все еще влияют на вашу жизнь. Вы можете использовать это для того, чтобы лучше осознать случившееся, а затем начать анализировать способы его решения.

Я (Берри) вспоминаю клиентку, рассказавшую об этом упражнении. Она вспомнила, как сидела на траве одна, когда ей было примерно два года. Она оглянулась вокруг и никого не увидела. Она почувствовала себя испуганной, одинокой и смущенной и все же не заплакала. В середине этого рассказа клиентка вдруг разразилась безутешными рыданиями. Перестав плакать, она сказала мне, что поняла, как еще с того раннего возраста решила заботиться о других и не плакать. Несмотря на то, что она была одна и сильно испугана, она хотела быть “хорошей девочкой” и не расстраивать своих родителей плачем, а наоборот, отрицать свои собственные потребности.

l Другим важным средством исцеления вашего “внутреннего ребенка” явля­ется работа с зеркалом. Существует много различных способов сделать это, но в любом случае необходимо сесть или встать перед большим зеркалом, отражающим вас в полный рост, и вырабатывать навык любить самого себя. Скажите своему отражению в зеркале: “Я люблю тебя, потому что ты умный (умная)”. Возможно, вам придется столкнуться с сопротивлением, которое вызывает у вас любовь к самому себе. Это тоже хороший способ сформировать постоянство объекта и готовность увидеть себя человеком, достойным любви.

Средства для психотерапии

l Существует много стержневых проблем, над которыми можно работать во время психотерапии. Психотерапевтический процесс поможет вам стать более осведомленным об этих проблемах, исследовать их и, наконец, предпринять какие-то действия для их разрешения. Одним из наиболее важных моментов в исцелении вашего “внутреннего ребенка” является освоение навыка говорить о потере вашего истинного “Я” и исцеление нарциссических ран, полученных в детстве. Для такой работы особенно полезна групповая психотерапия. Приемы психодрамы и гештальт-терапии помогут снова войти в контакт со своим “внутренним ребенком”. Дыхательные упражнения, занятия лепкой, искусством, движения, игровая терапия и некоторые виды телесной терапии тоже могут быть полезными, чтобы помочь вам глубоко прочувствовать свои потери.

l Работа с направленным воображением предназначена для терапевтической группы или группы поддержки. Лучше всего проводить это упражнение в сопровождении легкой музыки и мягкого света. Ведущий читает текст упражнения по вызыванию образов, а остальные сидят или лежат на полу с закрытыми глазами. Это может быть мощным средством, и его нужно дополнить какой-либо интеграционной деятельностью, например, разрешить участникам поговорить о своих переживаниях.

Созерцание “внутреннего ребенка”

l Для начала вообразите себя лежащим (лежащей) на берегу рядом с великолепным спокойным озером... (Пауза) Ощутите солнечный свет, льющийся на вас сверху... (Пауза) Обратите внимание на легкий ветерок, нежно овевающий ваше тело и охлаждающий его... (Пауза) Отметьте запахи и звуки вокруг вас... (Пауза) Что вы чувствуете внутри? О чем вы думаете? Теперь расслабьтесь еще больше и вообразите, что вы заполнены спокойствием этого озера... плещущегося над вами, сквозь вас и в вас... Что вы чувствуете теперь?.. Начинайте ощущать это спокойствие, это озеро внутри вас как текущий источник любви... Почувствуйте, как эта любовь заполняет все ваше тело, полностью расслабляя вас, открывая потокам любви, текущим сквозь вас...

l Теперь вспомните время, когда вы были ребенком младше десяти лет. Нарисуйте себя ребенком. Посмотрите на этого ребенка, стоящего перед вами. Отметьте, во что он одет. Посмотрите в глаза этого ребенка и пошлите во взгляде любовь... Протяните руки, возьмите руки ребенка в свои и начните танцевать с этим ребенком, кружиться и кружиться. Слушайте смех ребенка и его хихиканье, играя так, как это делают дети. Почувствуйте тепло встречи с этим ребенком... Притяните ребенка к себе и обнимите его так крепко, как никогда до этого не обнимали вас. Обнимите ребенка так, как вам всегда хотелось, чтобы обняли вас ваши родители... Поцелуйте ребенка в лоб и обнимите его за талию, чтобы он мог уютно прижаться к вам... Вберите ребенка в себя — скажите ему, что вы любите его (ее) и хотите, чтобы он никогда вас не покидал, и что вы хотите всегда иметь возможность так с ним играть...

l Вспомните, что это ваш “внутренний ребенок”, которого вам больше не нужно покидать... Когда вы почувствуете страх, или приближение старости, или почувствуете себя так, будто никто вас не любит, соединитесь снова с вашим “внутренним ребенком” и держитесь за него так, как вы всегда хотели, чтобы держались за вас... Не стыдитесь немного поплакать и выражайте свою любовь полностью, так как этот “внутренний ребенок” — то, что есть вы на самом деле... ваша чистота — ваше истинное “Я”...

l Это то, что вы отбросили ради своего фальшивого “Я”... Сейчас вы можете восстановить то, что потеряли давно... Храните как сокровище ваше истинное “Я” — любите его и обнимайте, и берите его с собой в мир... Берегите его как сокровище... но больше всего позволяйте вашему “внутреннему ребенку” быть видимым и живым во всем, что вы делаете...

Средства для работы в группе поддержки

l Эта работа поможет вам интегрировать положительные, радостные ощущения. Каждый участник группы записывает столько пиковых переживаний, сколько может придумать. Пиковые переживания — это моменты наибольшого счастья и радости, когда вы были исполнены наслаждения. Это самые счастливые минуты вашей жизни. Запишите всего несколько ключевых слов для каждого переживания, например: “Время встречи восхода солнца на берегу с Дж.”. Поделите группу на подгруппы по два-три человека, и пусть каждый поделится своими пиковыми переживаниями. Приведите им примеры переживаний, например, “на природе”, “с моим мужем”, “с моими детьми” и т.п.

l Наконец, попросите членов группы поделиться способами, при помощи которых можно привнести больше радости в их жизнь, создавая дополнительные возможности для пиковых переживаний. Каждый должен спланировать ход событий и поделиться этим планом в своей подгруппе.

Средства для работы с партнером

l Внутри каждого из нас есть ребенок двух-трех лет, который никогда не получал достаточной поддержки, воспитания или заботы. Работая совместно, вы и ваш партнер можете попросить друг у друга поддержки, утешения или заботы. Ключ к этому упражнению в том, что каждый из вас прямо просит: “Можешь ли ты взять и покачать меня немного?” Таким способом можно вылечить многие нарциссические раны.

l Соединиться с вашим “внутренним ребенком” можно и через игру. Партнеры, которые умеют играть вместе, обнаружат много радости в своих взаимоотношениях. Работая совместно с партнером, выберите возраст в пределах десяти лет. Выберите какую-нибудь игру, в которую вы можете играть вместе. Играйте как дети (качайтесь на качелях по очереди, играйте в песочнице, катайтесь на велосипеде, влезайте на деревья и т.п.). Вначале это может показаться глупостью, но партнеры, которые так делали, испытали ощущение особой близости, которое они хранят в памяти.

l Каждый берет большой лист бумаги и составляет список всего, что было не так в его детстве, по словам его родителей, учителей, друзей или других взрослых. Перечислите все, что сможете вспомнить. Когда закончите, посмотрите, от кого первого исходило такое послание. Наконец, сядьте напротив своего партнера и прочитайте ему каждое из этих посланий, попросив его (ее) говорить, обращаясь непосредственно к вашему “внутреннему ребенку”: “Это неправда, ты не такой (не такая). Я знаю тебя как (положительное отображение)”. Читайте свои списки по очереди друг другу, получая поддержку для вашего “внутреннего ребенка”.

Пример из практики

Этот случай связан с моей (Берри) собственной работой по возвращению детского сновидения, которое помогло мне восстановить связь с моим “внутренним ребенком”. Сновидение, которое в детстве повторялось несколько раз, было следующим.

За мной охотится какое-то чудовище. Я выбегаю из своей спальни и мчусь вниз по лестнице в холл того дома, в котором я вырос. Чудовище догоняет меня, а я не могу бежать так быстро, чтобы скрыться от него. Я чувствую на своей шее его горячее дыхание, оно вот-вот схватит меня, тогда я поворачиваю за угол холла и оказываюсь на верхней ступеньке лестницы. Единственный способ удрать от чудовища — прыгнуть с верхней ступеньки. Но вместо того чтобы упасть, я лечу или плыву вниз, к подножию лестницы. Как ни в чем не бывало приземляюсь на ноги и тут же просыпаюсь.

Я никогда не пытался работать с этим сновидением, пока несколько лет назад не заинтересовался его смыслом. Первое, что я сделал, — это выбрал несколько ключевых слов и стал думать над тем, что бы они могли означать. Ключевые слова или фразы для меня были такими: чудовище, не могу бежать, горячее дыхание, хватает меня, поворачиваю за угол, прыгаю, падение, полет или плавание, приземляюсь на ноги и просыпаюсь. Затем я идентифицировал каждое слово или фразу, то есть расположил их на своем теле. Слова, соответствующие по значению этим ключевым словам, были такие: я, моя мама, животное, убить, слишком медленно и т.п. (все в одном предложении). На ум пришли следующие части тела: ноги, шея, руки и т.п. (все в одном предложении).

Ключевые слова Значение ключевых слов Часть тела
чудовище я, моя мама, животное, убить ноги
Невозможность бежать слишком медленно, чтобы поймать, одевание, искалеченный шея
горячее дыхание красный, страстное увлечение, страх, собака руки (кисти)
схватить меня никогда, почему меня, серьезный ягодицы
повернуть за угол машина, новое начало глаза
прыжок страх, смотри, прежде чем прыгнуть лицо
падение внезапная слабость, прощание, роковая лодка, блаженный Руки (до локтя)
приземление очаровательная жизнь, пахнуть как роза, счастливый стопы
проснуться оклик, послание, осознание уши

На следущем шаге я “проиграл” сновидение в медленном темпе. В какой-то момент, когда я удирал от чудовища, мои левая стопа и левая лодыжка начали слабеть и я чуть было не споткнулся, но удержал равновесие. Тогда я спросил себя: “А что бы случилось, если бы я упал?” Ответ пришел почти тотчас же: “Ты бы столкнулся лицом к лицу со своим чудовищем!” Я подумал: “А что бы случилось, если бы я сейчас повернулся лицом к чудовищу, вместо того чтобы удирать?” Это было важное для меня открытие. Я видел, что как ребенок я мог только удирать, но сейчас я больше не ребенок и не должен бояться столкнуться лицом к лицу с чудовищем. Фактически, если посмотреть в лицо моему чудовищу, это может очень помочь восстановлению моего “внутреннего ребенка”.

Затем я решил столкнуться лицом к лицу с чудовищем и нарисовал его портрет. Оно выглядело наполовину человеком, наполовину животным. Оно было в черном капюшоне, подобно палачу, с острыми зубами и глубоко посаженными красными глазами, и смотрело на меня недружелюбно.

Я решил вступить в диалог с чудовищем, и вот что обнаружил. Я спросил, кто он такой, и услышал в ответ: “Палач. Тот, кто собирается отрубить тебе голову. Тебя судили, признали виновным и приговорили к смерти через отсечение головы”.

Затем я спросил его: “В чем моя вина (преступление)?” Он сказал:

“В том, что ты родился. Ты пришел в неподходящее время. Никто не был готов к этому. Они думали, что готовы, но когда ты пришел, все вскоре увидели, что с тобой слишком много беспокойства. Поэтому они послали меня прогнать тебя и так напугать, чтобы с тобой у них не было больше никаких проблем. Они надеялись, что ты будешь быстро взрослеть, пока не увидели, как они все не приспособлены для того, чтобы воспитывать тебя. Тебе следовало быть осторожным и не приходить в эту семью, чтобы не расстраивать их планы. Ты это плохо придумал. Ты выбрал плохое время. Любое другое время было бы лучше. Это было самое плохое время”.

Я еще немного поработал над этим сновидением и вылепил из глины лицо чудовища. Затем я разрисовал свое лицо и стал чудовищем на время группового терапевтического занятия. Я понял, что та часть меня, которая убежала и спрыгнула в безопасность, была именно той частью, которая пыталась избавиться от контроля родителей, а также от моей собственной потребности заботиться о других или угождать другим. В этом сновидении я фактически спрыгнул в безопасность. Отсюда я сделал вывод, что смогу освободиться от своего ложного “Я”, если рискну. В результате я вспомнил все случаи риска в моей жизни и то, как я всегда приземлялся на ноги. Я начал видеть это сновидение по-новому. Существует часть меня, которая хочет быть свободной и знает, как освободиться, если ее к этому побуждает чудовище или та часть, которая хочет управлять мной или отрубить мне голову. Эта часть — действительно мой “внутренний ребенок”. Он настолько свободен, что может совершать чудеса, такие, как полет, и всегда приземляться на ноги. Я держу глиняное изображение своего чудовища на ночном столике возле кровати как напоминание о роли, которую этот важный союзник играет в восстановлении связи с моим “внутренним ребенком”.

Этот пример иллюстрирует, что желание восстановить связь с нашим “внутренним ребенком” всегда с нами. Если мы не уделим внимания побуждениям этого незаконченного процесса, он будет толкать нас к завершению через наши сновидения или любыми другими средствами. Это похоже на парадокс, но именно через восстановление связи с нашим “внутренним ребенком” мы, наконец, вырастаем (созреваем) и более полно наслаждаемся жизнью. В противном случае мы остаемся приклеенными к “игре” во взрослого, и каждый из нас знает, что искренность — это серьезное дело.

Глава 16

установление ГРАНИЦ

Симбиотические семьи

Родители, не испытавшие собственного психологического рождения, невольно создают симбиотическую или запутанную систему, где каждый член семьи должен стать созависимым с каждым другим членом этой семьи. В результате формируется структура, похожая на паутину, которая связывает всех и запутывает их друг с другом. Такой тип симбиотической семейной системы поощряет убеждения, ценности, суждения и мифы, поддерживающие эту структуру, и обеспечивает кажущийся единым фасад, выставленный на всеобщее обозрение. Бунт или другие попытки стать независимым от этой системы, как правило, пресекаются физическим наказанием, унижением, стыдом, угрозами отказа в любви и оставления. Система укрепляется обещаниями единства и безопасности; гордостью, эгоизмом и внешним вниманием или одобрением.

Члены семьи часто описывают этот симбиоз как угнетающее ощущение удушья и потери собственной идентичности. В подобной системе обычно нет места для самостоятельности. Все, что делают члены семьи, предназначено для того, чтобы сохранить эту семейную систему навсегда. Такая система не предназначена для поддержки или сохранения индивидуальности. Это явление иногда называют созависимой семьей. Функционирование созависимой семьи во многом похоже на созависимый этап взаимоотношений, в которых существует спутанность чувств, проблем, мыслей, мечтаний и потребностей, с единственным отличием, что здесь участвуют более двух человек. В созависимой семье существует индивидуальная психология каждой личности, но каждая отдельная личность не в состоянии идентифицировать себя или заявить о своих правах.

СОЗАВИСИМАЯ СЕМЬЯ

Симбиоз в семьях порой трудно распознать как серьезную проблему, потому что он поддерживает иллюзию “Мы — это одна большая счастливая семья”. Когда-то такая форма взаимоотношений считалась здоровой. Как только мы осознаем важную потребность в психологическом рождении и личностной автономии, симбиоз начинает восприниматься как дисфункциональная форма взаимоотношений.

Симбиоз может выражаться, например, в надежде на то, что сына будут называть студентом-выпускником или что он продолжит семейную традицию и станет врачом или спортсменом. Другие вопросы “наследия”, такие как жизнь недалеко от родительского дома, определенное число детей в семье или брак с определенным супругом/супругой, — это фактически такие же формы симбиоза. Подобные жизненные решения не являются отрицательными сами по себе. Проблема здесь в отсутствии сознательного личного выбора для данного индивидуума и значительном числе внешних ожиданий, потому что такие ограничения мешают раскрытию истинного “Я”. Симбиотическая динамика также обычно мало осознается; это означает, что вовлеченные в нее люди мало осведомлены о том, что они поступают в соответствии с чьими-то надеждами.

Истории родителей, которые ориентируют своих детей действовать исключительно как студенты-отличники или перспективные спортсмены, иллюстрируют нездоровую потребность взрослых в том, чтобы их оценивали по успехам детей. Дети, подчиненные родителям с преувеличенными потребностями в известности и славе, часто сами становятся пустыми, ведомыми взрослыми и чувствуют, что никогда не добьются значительных успехов. Независимо от своих достижений, они часто страдают от низкой самооценки и слабого представления о самих себе и чувствуют себя неудачниками.

Как правило, ощущение удушья служит для индивидуума мотивом, чтобы выбраться из этой запутанности. Люди могут чувствовать себя так, как будто они умирают, чем-то больны или испытывают физическое недомогание, которое формирует у них страх смерти. Только тогда они начинают делать попытки вырваться из этой системы.

Смелость отличаться

от своей созависимой семьи

Принимая решение изменить себя и свою жизнь, вы фактически решаете отвергнуть коллективное мнение и быть другим. Этот процесс, который Карл Юнг назвал “обособлением”, является стадией отделения себя от хаоса и неразберихи своей семьи, особенно от родителей.

Это может казаться делом вполне логичным и нормальным. Однако семья может быть вами недовольна. Члены вашей семьи могут быть огорчены, обижены и разгневаны на вас. Решая быть самостоятельным, вы нарушаете тонкую структуру семейной паутины, что может привести семью к коллапсу. Это пробудит у всех страхи, вследствие чего члены семьи попытаются остановить вас. Вы заметите, что они используют старые средства давления (стыд, отказ в любви и т.п.) даже больше, чем раньше, чтобы удержать вас на прежнем месте. Они могут пытаться убедить вас, что вы сумасшедший или больной, или даже госпитализировать. Они определенно не допустят, чтобы вы так легко ушли, особенно если вы были ключевой фигурой в этой семейной драме.

В такой момент чрезвычайно важна внешняя поддержка вашего решения, так как вы и в самом деле можете засомневаться в собственном здоровье. Друзья, психотерапевты и члены терапевтической группы — это неоценимые союзники, которые помогут вам справиться с прощальными семейными ударами. Люди, которые не создали себе внешнюю систему поддержки перед уходом, испытают гораздо больше трудностей.

Чья проблема?

Одним из способов удерживать членов системы в состоянии спутанности является то, что проблема касается всех. Когда отец теряет очки, все должны их искать. Если Сюзи приходит домой с плохими оценками в табеле, все следят за ее домашней работой и поведением после школы. Это сохраняет всю систему в состоянии хаоса и неразберихи и мешает развитию индивидуальности. Такой тип поведения является групповым “спасанием” и мешает отдельным членам группы быть ответственными за последствия своих собственных действий. Например, если отец вынужден пойти на важную встречу без очков из-за того, что куда-то их засунул, он, возможно, научится следить за тем, куда их кладет.

Существует три категории “обладания”, которые помогают различать, что является вашим, а что не вашим, и определять ответственность. Эти категории помогут вам определить, что такое

l мое (я куда-то собираюсь и потерял(ла) ключи от своей ма­шины);

l ваше/их (вы/они куда-то собираются и вы/они потеряли ключи от машины):

l наше (мы куда-то собираемся, а ключи от машины потеряны).

Каждая из этих категорий требует разного ответа:

l мое — я отвечаю и я должен (должна) отвечать;

l ваше/их — вы/они ответственны. Я буду вдумчиво слушать, предложу помощь, если меня о ней попросят, и предоставлю возможность вам/им отвечать;

l наше — мы оба ответственны и оба должны отвечать.

Неопределенность, связанная с обладанием, берет начало в раннем детстве, когда ребенок не способен очень хорошо отвечать за себя, и поэтому мать, отец и братья с сестрами отвечают вместо него. Эта модель ответа превращается в “спасание”, когда ребенок достигает возраста, достаточного для того, чтобы самому нести ответственность. Такая продленная забота усиливает пассивность.

Границы

Задача стать отдельным и автономным означает, что вы будете в состоянии отделить себя от других людей и создать свои индивидуальные границы, которые помогут вам сформировать вашу собственную личность.

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СЕМЬЯ

Индивидуальные границы включают ваше тело, чувства, мысли, мнения, потребности, убеждения и желания. Наличие границ создает принципиально новый набор правил, касающихся взаимодействия людей. Эти правила таковы:

l Людям необходимо просить разрешения, прежде чем нарушать личные и психологические границы друг друга.

l Способность нести ответственность определяется тем, кому принадлежит проблема.

l Люди не “владеют” или не “принадлежат” друг другу.

В симбиотических семьях фактически не существует личных границ между членами семьи. Во многих созависимых семьях, где родители очень симбиотичны, дети и взрослые могут даже поменяться ролями. Это очень типично для алкогольных семей, в которых дети должны ходить за покупками, мыть и укладывать пьяных родителей в кровать. Взрослые могут также превращаться в детей, чтобы получить воспитание, любовь, привязанность и комфорт, которые на самом деле родители должны не получать, а давать. Это создает атмосферу, при которой вероятны инцест или сексуальные злоупотребления, чем и объясняется преобладание таких отклонений в алкогольных семьях.

Инцест и сексуальные злоупотребления

Отцы, которые вступают в инцестуозные отношения со своими детьми, почти всегда очень симбиотичны. Их расплывчатые границы и неспособность отделять себя от других создают сильную потребность в тепле, близости, одобрении и интимности. Отец, не испытавший этого, обычно даже не в состоянии выразить свои потребности словами. Он будет испытывать томление по кому-то, кто был бы близок к нему, касался его, занимался им. Сильный страх быть брошенным превращает удовлетворение этих потребностей в отношениях со взрослой женщиной в слишком рискованные и слишком опасные. Теплота и наивность ребенка смягчают этот страх и создают безопасность, необходимую для того, чтобы всплыли на поверхность его неудовлетворенные нарциссические потребности. Такие мужчины буквально отбрасываются назад, в инфантильное состояние, при котором их собственные потребности и чувства рассматриваются как самые важные. Ложная вера в то, что дети не смогут вспомнить что-либо из того времени, когда им не было еще пяти-шести лет, поддерживает такую форму взаимоотношений, которая называется “иллюзия куклы”. Стихотворение, написанное тридцатилетней женщиной, представляет ее отношения с отцом-алкоголиком:

ЭТА КУКЛА — РЕБЕНОК

Хорошенькая маленькая девочка

Одетая в платье с оборочками.

С изящной прической

Кукла, с которой можно поиграть

Кто-то причесывал ее,

Шил ей наряды, завязывал шнурки

Другие купали ее

Помогали ей в ванной...

...и терли ее до боли с извращенными обследованиями

Замечательной куклой была она

Делала то, о чем ее просили

Помогала в процессе.

Она составляла ему компанию в банный день,

Никогда не проронила ни звука, когда он хотел играть

А затем он отбрасывал ее до следующей игры.

Она составляла ему компанию, когда мамы не было дома.

Никто даже не думал

Что он делал со своей игрушечной куклой,

Слишком занятый, чтобы играть в другие игры

Отбрасывал ее, клал на полку,

Пока не захочется опять поиграть

Он знал, что она там.

У этой особой куклы есть чувства

ЕЙ НЕ НРАВИТСЯ

Сидеть на полке

И то, как он играет.

Брошенная на пол,

Она боится его гнева.

Ее сверкающие глаза блестят от слез.

Нет счастья, которое должно быть.

Она становится спокойнее

Поняв, что она только игрушка,

Которая не может действовать так, как ей хочется.

ЕЙ БОЛЬНО.

Эта кукла — ребенок!

Ей нужно

Руководство, Любовь, Воспитание, Помощь.

Не для грязного удовольствия

Быть отброшенной прочь.

Она — не собственность.

Она — не игрушка.

Как она вырастет вообще при таком обращении?

Симбиотические отцы часто не знают, как быть близкими и нежными без секса, как удовлетворить собственные потребности принадлежать кому-то или иметь теплые отношения, не прибегая к физическим действиям. Они сексуализируют большую часть своих взаимоотношений. Когда симбиотический отец обращается к своей дочери с сексуальной целью в попытке удовлетворить свои симбиотические потребности, он редко осознает, что ему действительно нужно. Большинство мужчин, участвующих в инцесте, совершенно не разбираются в своих потребностях и не имеют никакого опыта в их удовлетворении нравственными способами.

Сексуальное злоупотребление, независимо от того, происходит ли оно между матерью и ребенком, отцом и ребенком, братом и сестрой или преподавателем и студентом, может быть прослежено до самого истока, находящегося в доминаторной модели общества. Это иерархическое ранжирование одного индивидуума над другим или группы над группой устанавливает неравенство власти, при котором высоко ранжированные группы имеют “разрешение” преследовать и превращать в жертвы других.

С этой точки зрения инцест и сексуальные злоупотребления можно рассматривать как проблемы, связанные как с созависимостью и незавершенными стадиями развития, так и с дисфункциональной социальной структурой. Такая точка зрения помогает воспринимать симбиотического родителя или взрослого, совершающего преступление, как человека, нуждающегося скорее в лечении и понимании, чем в обращении с ним как с преступником. Некоторые взрослые-психопаты, почти не испытывавшие заботы в раннем детстве, всеми силами стремятся взять реванш на ком угодно. Обстоятельства, возбуждающие их кровосмесительные действия, отличаются от обстоятельств в случае с симбиотическим родителем или взрослым. Родитель-психопат не исследуется при обсуждении инцеста и сексуальных злоупотреблений. Если посмотреть на инцест и сексуальные злоупотребления с эволюционной и культурной точки зрения, то становится ясно, что общество должно исследовать их как вопросы более крупного масштаба.

Культурная эпидемия

Газеты, журналы и книги полны информации о росте случаев инцеста и сексуальных злоупотреблений. Совершенно очевидно, что эти проблемы не замыкаются на семьях, поскольку такие случаи включают преподавателей, начальников, священников, министров, тренеров, дневных нянь и руководителей скаутов. Хотя симбиоз и помогает объяснить мотивы инцеста и сексуальных злоупотреблений, объясняет ли он растущее число сексуальных инцидентов и нападений?

Существует несколько факторов, которые помогают объяснить эту эпидемию. Первый — растущая осведомленность детей о том, что инцест или сексуальные злоупотребления неприемлемы. Многие школы и группы приглашают лекторов с анатомически точными куклами, чтобы обсудить вопросы о границах и о приемлемых и неприемлемых прикосновениях. В ходе таких обсуждений часто обнаруживается, что в группе есть жертвы.

Второй фактор — образование взрослых. Большинство взрослых страшатся обсуждения инцеста и сексуальных злоупотреблений. Многие работники здравоохранения и просвещения обучаются идентификации злоупотреблений ребенком, в том числе сексуальных. В большинстве штатов эти профессионалы сейчас по закону обязаны докладывать о подозрениях на случаи злоупотреблений. Статья, определяющая наказания, убедила многих из них быть очень добросовестными в своих отчетах. Таким образом, сейчас сообщается о значительно большем числе случаев.

Третий фактор — то, что в законодательной системе предусмотрены система поддержки нарушителей и значительно больше мер для поддержки жертв. Защитники детей-жертв стали более привычными, чем принудительные программы лечения для преступников. Это связано с ростом осознания того, что принудительные меры — всего лишь верхушка айсберга, и касается всех этнических, социальных, образовательных и экономических групп. Больше нельзя просто бросать правонарушителей в тюрьму.

Четвертый фактор более тонкий и связан с культурными изменениями. В истории отмечены попеременные сдвиги то в сторону доминаторного, то в сторону партнерского общества, хотя всегда преобладала доминаторная тенденция. Сдвиги к женским ценностям партнерской модели сменялись периодом восстановления мужских ценностей. Период преобладания жен­ских ценностей, например, правление королевы Елизаветы в Англии и европейский Ренессанс, характеризуются гуманитаризацией общества, развитием творчества, социальными реформами и большей свободой для женщин. За ними следовали периоды подъема мужских ценностей, характеризующиеся возобновлением попыток ограничить роли женщин (включая и сексуальные), враждебностью по отношению к женщинам, агрессией, преследованием меньшинств и авторитарностью.

Более близкий к нашему времени крупный конфликт между женскими и мужскими ценностями происходил в 1800-х годах, когда движению в защиту женщин противостоял рост того, что сейчас называют нападением с отягчающими обстоятельствами: жестокое насилие в семьях, сопровождающееся увечьями; сжигание жен; выкалывание глаз женщинам. Модель охоты на ведьм и их сжигания повторялась в течение 1300—1400-х годов, а потом в конце 1600-х и начале 1700-х годов.

Подъем в 1960—1970-е годы движения за освобождение женщин, происходивший одновременно с ростом борьбы за человеческие права сопровождался активизацией деятельности Ку-Клукс-Клана, всплесками фашизма, экстремистских религий, домашним насилием, изнасилованиями, инцестами и сексуальными злоупотреблениями. По статистике, подобные преступления совершаются в Соединенных Штатах каждые тринадцать секунд (Джакобс, 1984).

В течение 1960-х случаи изнасилования в США участились более чем на 95% (Джакобс, 1984). Действия, направленные против женщин, включают публичные экзекуции в Иране за неприличествующее поведение и во многих исламских странах — за невыполнение требования носить чадру.

Еще один аспект подавления женского начала заключается в злоупотреблениях по отношению к нашей планете — Земле. В последние сорок лет мы были свидетелями установки ракет и взрыва бомб в теле Матери-Земли; загрязнения воздуха, воды и земли токсичными химическими веществами; открытой разработки угля и минералов — травмирования поверхности Земли, а также горных разработок и небрежного расходования жизненно важных для Земли элементов. Эти факты свидетельствуют о пренебрежении к Земле как к живому женскому существу. Подобное отношение к нашей планете такое же всепроникающее, как и игнорирование роли женщин и феминистских перспектив. Их необходимо рассматривать как взаимосвязанные явления.

Мнения о границах

Осознание и создание личных границ — главные этапы в исцелении созависимости, так как они требуют перестройки структуры всех взаимоотношений. Независимо от того, происходит ли это во взаимоотношениях двоих или в семье, состоящей из десяти человек, один человек осознает эту необходимость раньше других, что нередко приводит к кризису. Партнер или ребенок, который получает удовольствие от симбиотической динамики (например, когда все его личные потребности удовлетворяются кем-то, хотя он сам в состоянии заботиться о себе), может быть совершенно выведен из душевного равновесия при подобных изменениях. Такие люди могут попытаться заставить вас почувствовать себя плохим человеком и сыграть на вашем чувстве вины.

Установление личных границ может привести к распаду взаимоотношений. Такой выбор нужно заранее обдумать и прояснить для себя, чтобы можно было преодолеть сопротивление со стороны тех, кто не хочет ваших изменений и сопротивляется изменению самих себя. Как только вы решите создать личные границы, вернуться назад будет трудно. Вы должны оценить весь сценарий затруднений, которые могут возникнуть перед вами, и быть готовым преодолеть их. Кроме того, вам понадобится поддержка других людей, которые признают вашу потребность иметь границы и будут с вами, когда возникнет конфликт.

Как сформировать

ваши ЛИЧНЫе ГРАНИЦы

Средства для самостоятельной работы

l Делайте записи в своем дневнике каждый раз, когда осознаете, что кто-то вторгается в ваше пространство без вашего разрешения. Описывайте такие моменты, как неприемлемое прикосновение; прерывание или завершение фраз вместо вас; людей, входящих в уединенные зоны, такие как ваша ванная комната, роющихся в вашем письменном столе, листающих ваш дневник. Записывайте также свои ощущения, когда это происходило, и свои реакции. Отметьте наиболее распространенные модели и свои ответы. Договоритесь с членами своей семьи, чтобы они учитывали ваши границы.

Средства для психотерапии

l Перечислите симбиотические/созависимые взаимоотношения, в которые вы сейчас втянуты, а также причины за и против отделения себя от них. Обсудите это со своим психотерапевтом. Затем в ролевой игре с психотерапевтом разыграйте разрушение этого симбиоза. Это необходимо для того, чтобы помочь вам усвоить новые ответы на попытки симбиотиче­ских атак.

Средства для работы в группе поддержки

l Создайте систему телефонного вызова и список “домов-убежищ” для членов вашей группы, чтобы любой ее участник мог быстро найти поддержку, если она ему понадобится во время кризиса, когда он попытается осво­бодиться от созависимой системы.

l Заручитесь поддержкой по крайней мере двух друзей, которые в моменты слабости помогут вам вспомнить, насколько плохи ваши симбиотические/созависимые отношения. Это должны быть люди, которым вы можете в любой момент позвонить и попросить о помощи.

l Постарайтесь найти группы людей, которые живут так, как хотели бы жить вы, чтобы вы могли использовать их в качестве моделей, помогающих развивать ваше новое “Я” в поддерживающей среде.

Средства для работы с партнером

l Договоритесь друг с другом об обратной связи, касающейся поведения, которое вторгается в личное пространство каждого из вас (заканчивание предложений, чтение писем, приведение в порядок личных вещей другого).

l По отдельности прочтите этот контрольный перечень и отметьте вопросы, на которые можете ответить “да”. Затем поделитесь результатами друг с другом.

— Есть ли у вас ощущение, что вы “сумасшедший”?

— Наблюдаются ли у вас большие провалы в памяти относительно событий детства?

— Превышает ли ваш вес норму более, чем на 50 фунтов (22,6 кг)?

— Переживали ли вы случаи злоупотребления или случалось ли вам самим злоупотреблять кем-то?

— Сбивает ли вас с пути секс?

— Трудно ли вам поддерживать интимные отношения?

— Стыдитесь ли вы своего тела?

— Не сексуализируете ли вы взаимоотношения, даже если не хотите этого?

— Испытываете ли вы регулярные головные боли, желудочно-кишечные расстройства или нарушения мочеполовой сферы?

— Есть ли у вас общее ощущение депрессии, которое вы не можете стряхнуть с себя?

— “Замораживаетесь” ли вы в определенных ситуациях, например, при встрече с авторитетной личностью?

— Боитесь ли вы иметь детей или быть возле них?

— Часто ли с вами происходят несчастные случаи?

Если вы ответите “да” на два или больше из этих вопросов, возможно, что у вас в прошлом был инцест, о котором вы не помните. Иногда память об инцесте “хоронится” до тридцати-сорока лет, прежде чем всплывет на поверхность.

Пример из практики

Джойс казалась идеальной клиенткой: возраст — сорок один год, без крупных проблем, хорошо осведомлена о себе и заинтересована в росте и лучших отношениях с мужем. Но понемногу начал возникать другой образ. Она совершенно не помнила себя до десяти лет, забыла все истории о том, как ее колотили, с ней постоянно происходили несчастные случаи. Она испытывала трудности при общении с с авторитетными личностями, была сбита с пути сексом и страдала от хронических желудочно-кишечных расстройств. На основании этих симптомов мы сделали вывод, что в детстве Джойс стала жертвой сексуального злоупотребления, возможно, инцеста. Несмотря на то, что Джойс не помнила о каком-либо злоупотреблении, она ничего не могда сказать о своем детстве до 10-летнего возраста.

Постепенно ее память о детстве стала возвращаться, и клиентка начала вспоминать случаи примерно с возраста четырех лет, в которых участвовал ее дядя. Она не могла поверить в это, потому что дядю в ее семье считали очень уважаемой личностью. Отец Джойс погиб на войне, когда ей было три года, и дядя (его брат) помогал семье и спас ее от вынужденного распада. Мать Джойс говорила ей, что она должна быть благодарна дяде, потому что без него ей пришлось бы идти в приют для сирот. Почти год клиентке было трудно оценить свои неотчетливые воспоминания. Она начала думать, что должна восстановить все. Джойс испробовала гипноз, но даже гипнотические сеансы не помогли ей прояснить память.

Это очень типичная модель для людей, которые подавляли воспоминания о сексуальных злоупотреблениях с раннего детства. Некому подтвердить неотчетливые воспоминания и общие ощущения. Друзья часто советуют не беспокоиться о том, что могло происходить почти сорок лет назад. Правда заключена где-то в памяти Джойс и в памяти ее тела. Ее физические симптомы были слишком очевидны.

Прорыв у Джойс прошел после ряда событий, некоторые из них произошли в рамках психотерапии, а некоторые вне ее. Мы попросили клиентку поговорить с несколькими взрослыми, которые пережили инцест и помнили об этом по истечении многих лет. Это оказалось очень полезно, так как подтвердились некоторые смутные воспоминания Джойс и ощущения в ее теле.

Другой прорыв вскоре произошел на групповом занятии, во время которого Джойс рассказывала о своих беседах с другими взр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: