Эти стадии не явл жестко заданной структурой. Восстановление мы рассматриваем начиная с тяж случаев.
1. 1 стадия. Как при эфффер - мы растормаживаем речь больного. Для этого используется
Автоматизированные ряды
Пение
Все то же самое. Что и при эффер афазии.
Могут использоваться все методы, кот работают с использование непроизвольного уровня, что наиболее сохранно.
2. 2 след стадия. Стадии - это очень условно. В книгах Ц стадии могут отличаться друг от друга.
Главное понять генеральную линию
Задача стадии - восстановление произнесения целого слова.
(Первонач. применятся метод - оптико - тактильный (его применять нельзя) суть такова, что если больной не м произносить отдельные звуки, то.. Это образец того. как делать не надо. Взят из логопедии. Это делается с пом спец таблиц - как логопеды работают с произношением. Выяснилось, что постановка звуков речи идет очень плохо. Больные с трудом артикулируют. Но даже если артикулируют, переноса на речь не происходит. Почему так происходило. Мы видим отступление от ряда принципов восстановит обучения. Работа идет на произвольном уровне, кот максимально нарушен у больных. На первых стадиях нельзя использовать письмо. Оно тормозит восстановление.
|
|
Еще ошибка метода - действуем в лоб. напрямую. На гос экзамене - в книгах есть слова - в лоб.
След момент - мы действуем не на смысловом уровне. Звук не несет смысла для чел. Отрабатывая звуки, мы ничего не добьемся).
Ц разработала метод смысло - слуховой стимуляции –
противоположен оптико - тактильному. Основа метода в том, что идет отработка слова, его связей, значения слова. И когда все отрабатывается, звучание слова намного легче актуализируется. Оживляем все связи - ситуативные, категориальные. Но это только часть работы. Перед больным раскладываются предметные изображения. Мы ни в коем случае не требуем произнесения слова. И отрабатываем слово. оживляя связи мы включаем слово в различ модальности. Даем пощупать его. Предлагаем понюхать. Описываем цвет. Включаем в ситуационные связи - что мы делаем с лимоном- пьем чай. варим варенье. Оживляем все, что связано со словом. Напр как с пом лимона можно заставить перестать играть духовой оркестр. Если начать есть перед ними лимон, нач повыш слюноотделение и они прекращают играть.
Когда все подключаем, готовится внутр образ слова и само слово садится на этот образ и в конце можно спросить - с чем сегодня будете пить чай. Готовим слово для произнесения.
Отрабатывается не буква, а условия для целостного произнесения слова.
Это сложный метод. Надо достат предметных картинок, муляж. Не всегда в реальности им работают. Это очень психологич метод. Мы оживляем понятие.
|
|
Логопеды не всегда понимают этот метод. У них соблазн стимулировать речь больного. Мы должны восстановить образ.
Если больной произнес слово - это уже победа и назад пути нет.
Отработав часть слов - частотные мы видим, что нач появляться другие слова. Запускается мех. Мы не учим, а оживляем. чел имеет все это в психике. психика все фиксирует. Наша задача обеспечить доступ к этим знаниям.
3. 3 Но должны работать и с звуками. Для этого переходим к восстановлению произнесения отдельных букв.
Это след стадия. Мы просим произносить отдельные простые слова, напр «мама» и отстукивать ритм. Это больному доступно. Постепенно появляется возможность произнесения простых слов и слогов.
Постепенно приближаемся к главной стадии, на кот учим к осознанному произнесению отдельных звуков. Эта стадия на первый взгляд напоминает постановку звуков. Но только на первый взгляд
Даем больному предметное изображение и напечатанное слово. Даем несколько букв. И зеркало. Больной произносит слово, глядя на нас. Обеспечили его опорами - зрит образ, картинка, звук. После того, как произнес целиком, мы произносим первую букву этого слова и больной д попытаться эту букву артикулировать.
Мы вычленяем букву из слова. Не как в оптико - тактильном - когда предлагали произносить ничего не значащий звук.
Таким же образом отрабатываются другие слова.
Мы восстанавливаем звукопроизношение.
Т о больные получают возможность осознанно актуализировать отдельные звуки. Не только слово.
След стадия.
4. 4 восстановление фразовой речи.
Наша задача - восстановление активной произвольной речи. Фразовая речь у этих больных не страдает, у них страдает произнесение отдельного звука. Но структура сохраняется. При эффер- наруш произнесение целостного слова, не страдает звук. Стр целостная структура. Здесь целостная структура сохранна, страдают отдельные ячейки. Поэтому фразовая речь легко восстанавливается.
Как только появляются слова - подключаем письмо. Оно на этой стадии помогает больному. Давая больному письмо стараемся писать те слова, кот уже есть в его словаре, кот он произносит активно.
Больному предлагаются картинки. Бидструп - внес вклад в восстановит обучение и диагностику. Предлагается сюжет, разрезанный на части. И говорит. Мы задаем вопросы и через диалог способствуем восстановлению активной фразовой речи.
Так не всегда в реальности получается. Это тяж форма афазии. Не всегда больной доходит до стадии спонтанной речи. Даже если удается восстановить отдельные слова и фразы - это уже очень хорошо.
Сущ много факторов, кот влияют. Бывают больные. у кот наруш автоматизир счет, пение.
Мы стремимся переводить на всех стадиях на непроизвольный уровень.
Можно придумать много методов.
- Говорим что занятия не будет
- Просим картинки не называть, а показывать
При восстановлении любой формы афазии - необходим перевод на непроизвольный уровень
Иной раз больные привыкают общаться со специалистом, но когда попадают в магазин - то возникает торможение. Речь ухудшается, возникает страх речи. Применяется групповая восстановит терапия. Больные получ возможность общаться.
Некот западные специалисты продолжают работу, выводя в окр среду - выводя в магазин. Часто бывает. что хорошо занимались, достигнут большой эффект, но через несколько месяцев снижение. Напр если больной живет один и не с кем было разговаривать
Мы р 2 формы, когда страдает мот сторона речи.
Сейчас след форма
Сенсорная афазия.
При этой афазии в большей степени наруш импрессивная речь, понимание
Объединяет с моторными - то, что страдает сенсо - мот уровень речи. Поражаются вторич поля. Эти 3 формы - это афазии. кот дают наибольший речевой дефект. В клинике часто врачи пишут - сенсо - моторная афазия.
|
|
Зона поражения - задняя треть верхней височной извилины. 22 поле по Бродману. Или зона Вернике.
Центр мех - нарушение фонематического слуха.
Центр дефект нарушение понимания речи.
Что видим у этих больных.
При грубом поражении
- шокирующий феномен - жаргонофазия. Словесный салат. Окрошка. Больные нач что-то непонятное говорить. Речь состоит из кусочков. обрывков фраз. Это все эмоционально. Эмоц сфера сохранна и даже усилена в отлич от эффер. где видим снижение мимики, эмоций. В этой окрошке могут встречаться отдельные правильные фразы, но это не контролируется больным. Мы не можем остановить его речевую продукцию
Страдает понимание обращенной речи. Когда приходишь в палату к острым больным. Если им дать простое задание на понимание слов - попросить где потолок, дверь, тумбочка можно увидеть, что ничего не понимает. Полное отчуждение смысла. Часто родственники нач удивляться, говорят. что они с ним общается и он их понимает.
У больного сохранно понимание общего смысла. Аналогия - как мы понимаем речь на иностранном языке - контекст, интонация.
Плюс у них сохранна структура слова и предложения. Каждый звук включен в некот ячейку структур.
Здесь сохраняется структура. Она явл доп опорой. Если с больным говорить развернутыми фразами - речь он м понимать
Возвращаемся к 2 понятиям - значения и смысла. М сказать, что у сенс - грубо нарушено значение - больной не понимает ни одного слова. т к не понимает звуковую структур. Но остается сохранным целостная структура фразы.
При более легких степенях нарушения речи.
Будут в перв очередь - различение звуков близких по звучанию.
Кр этого у больной будет нарушение экспрессивной речи. При более легких степенях - речь изобилует литеральными парафазиями. Т е замена звуков. Литеральные сенсорные парафазии. При аффер - по произнесению. Литеральные моторные.
Речь этих больных не всегда понятна.