Вопрос 14: Неужели мировые проблемы нельзя решить, совершенствуя образование или опираясь на социальные программы

Именно этому наших детей учат государственные школы и программы национальных новостей. Цивилизация способна искоренить зло — твердят вокруг.

Впервые эта теория стала популярной более двухсот лет назад, в эпоху Просвещения. Руссо и другие мыслители доказывали, что посредством образования грех может быть уничтожен и в итоге построено совершенное общество.

Этот тезис — один из популярнейших мифов нашего времени. Весьма привлекательная идея стала лейтмотивом 2-го Гуманистического Манифеста: «Разумное использование технологий позволит нам осуществлять контроль над окружающей средой, победить бедность… управлять поведением, корректировать пути эволюционного и культурного развития мира… и открыть человечеству невиданную перспективу изобильной и осмысленной жизни».

Так выглядит гуманистическая доктрина нравственного совершенствования посредством прогресса. Основная привлекательность такой точки зрения в том, что она делает реверанс человеческой гордыне: препятствия к совершенству не в нас, а во всем, что вокруг нас: в безработице, расизме, бедности, психических болезнях и т. д. Александр Солженицын назвал этот миф «благосклонной теорией, согласно которой человек, хозяин мира, свободен от всякого зла внутри себя, а все язвы и пороки жизни — результат несовершенной организации социальных систем».

Рекорды кровожадности и античеловечности, поставленные XX веком, начиная от печей Холокоста и заканчивая кровавыми побоищами на просторах Камбоджи и резней на ночных улицах американских городов, — все это должно бы отрезвить нас. Истина в том, что человечество до сих пор не изжило зло в себе, ибо бессильно сделать это. Грех живет внутри нас. Об этом сказал Иисус: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око… Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23). Эта истина может показаться совершенным анахронизмом в свете высокотехнологичной, просвещенной софистики изощренного разума современного поколения. На самом же деле подлинный прогресс — тот, который превосходит все космические спутники и все достижения в теоретической физике, — исходит от Того, Кто способен очистить мир от зла, сотворив чистые сердца внутри нас. В Нем одном источник нашего прогресса и наша надежда ныне и во все времена.

Люди же не желают признавать эту истину и цепляются за свои мнения и теории, несмотря на то, что эта истина рядом с ними.

Несколько лет назад, во время моей поездки по тюрьмам Норвегии, я стал свидетелем трагического происшествия, которое ярко засвидетельствовало, что происходит, если люди отвергают реальность греха и начинают «исправлять» его, обращаясь к психологическим воздействиям.

Норвежская пропаганда хвастала тем, что у них в стране для лечения всяческих патологий применяются самые гуманные и прогрессивные методики. Штат тюрьмы, которую я посещал, был заполнен психиатрами. Однажды я поинтересовался у начальницы тюрьмы, сколько из заключенных, отбывавших сроки за серьезные преступления, были действительно психически больны.

«Все», — ответила она. Я нахмурился в недоумении: «Что вы имеете в виду? Как это — все?» Она объяснила: «Все, совершающие такие преступление, обязательно имеют психические отклонения».

Я понял, что столкнулся с концепцией «просвещенности» в чистом виде. Эта концепция утверждает, что грех не существует, люди изначально хороши, в совершенных ими преступлениях виноваты психические заболевания. Персонал тюрьмы был преисполнен решимости «излечить» заключенных, изменяя их поведение и используя другие современные психологические методики.

«Грех» всегда считался ужасным словом, но за последние полсто-летия оно приобрело иной смысл. Теперь слово «грех» никому не внушает ужас — оно утратило былую значительность. Люди больше не грешны, они незрелы или обделены благами цивилизации, или напуганы, или, чаще всего, больны. Филлис Макгинли

В той же тюрьме я познакомился с молодой женщиной, которая ценой своей жизни доказала лживость теории, отрицающей реальность греха. Она занималась коррекцией поведения заключенных, она была христианкой. «О, как они нуждаются в Евангелии», — сказала она, благодаря меня за проповедь. Она была в отчаянии, потому что понимала, что жизнь человека не может измениться, пока он не познал подлинного чувства вины.

То, что случилось через несколько дней, подтвердило обоснованность ее беспокойства. Она сопровождала одного заключенного в кратковременный отпуск домой, по дороге он обезоружил, изнасиловал и убил ее.

Отрицание реальности греха в человеке — не просто небиблейская позиция, но большая глупость. Зло, скрывающееся в человеческих сердцах невозможно победить никаким образованием и никакими, даже самыми совершенными, методиками (см.: Пр. 14:12).

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: