Вопрос 86: Почему верующие называют американцев «христианской нацией»

Основополагающие принципы американской нации сформировались под сильным влиянием иудейско-христианской традиции. Пожалуй, не стоит называть Америку «христианской страной», так как это предполагает приоритет церкви по отношению к государству. Правильнее будет назвать Америку страной, радикально преобразованной христианской идеологией. Хотя христианские ценности в наше время проявляются намного слабее, чем в дни основания нации, тем не менее они продолжают работать в наших демократических институтах, и только благодаря им эти институты продолжают функционировать.

Деятельность наших правительственных учреждений сложилась под влиянием иудейско-христианского и классического греческого наследия, хотя они далеко не всегда справляются с возложенными на них функциями. Благодаря этим двум традициям возникло правильное понятие о том, что нация, по выражению Оливера Уэнделла Холмса, должна быть «нацией законов, а не нацией людей». Даже идеальное «стремление к счастью» берет начало все в том же иудейско-христианском мировоззрении. В этой фразе звучит страстное желание основателей нашей страны создать общество всеобщей справедливости, а не индивидуальной вседозволенности. Термин «счастье», включенный в Декларацию независимости, подразумевает стремление к благочестию и не имеет ничего общего с гедонизмом.

Приведем еще один пример. Основатели США, усвоившие иудейско-христианское учение о склонности человеческой природы к узурпации, утвердили принцип разделения властей. Власть внутри правительственных структур должна проходить через систему различных контролирующих и удерживающих равновесие факторов, чтобы ни одна из ее ветвей не могла доминировать над другой. Отцы нации сделали все, чтобы достигнутый в американском обществе христианский «консенсус» стал мощным препятствием для стяжательства, свойственного управленческому аппарату. Благодаря иудейско-христианскому наследию, Америке удалось избежать самых худших проявлений стремления человека к власти.

Два других фундаментальных принципа западной демократии — равенство и главенство закона — запечатлелись в нашей культуре как знаки христианского наследия.

В Америке религия не влияет непосред-ственно на деятель-ность правитель-ства или общества, но она — крае-угольный камень политических институтов в этой стране. Алексис де Токвилль, «Американская демократия»

Возьмем равенство. Каждый школьник знает, что США, по словам Авраама Линкольна, свято чтит принцип «все люди рождаются равными». Откуда эта идея берет начало? Конечно же, из христианства. Опираясь на христианскую идеологию, основатели нашей страны уверовали в то, что именуют «естественным правом»: мы обладаем конкретными правами потому, что мы — люди и получили эти права от нашего Творца. Отцы нации составили перечень этих прав: «право на жизнь, на свободу и на счастье» — и назвали их достоянием личности. Эти права не зависят от воли правящих — будь то глава государства или законодательный орган — и не могут присваиваться людьми произвольно. Их нельзя ни дать, ни отобрать, их можно либо соблюдать, либо нарушать.

Идея равенства происходит от реформатской доктрины, известной как coram deo, т. е. «пред лицом Бога». Жан Кальвин учил, что все мужчины и женщины независимо от своего социального положения проживают свои жизни пред ликом Бога. Отсюда следовало, что церковь и государство не обязаны играть роль посредников на пути человека к Богу. Это ограждало граждан от угнетения и самодурства властителей, ибо перед Богом они предстоят во всей полноте своего человеческого достоинства.

Особенно важно, что понятие coram deo ограничивало роль государства, которая виделась не в том, чтобы господствовать над обществом, а в том, чтобы обеспечивать успешную работу структур, установленных Богом, — семьи и церкви. Принцип ограничения власти государства был еще одним важнейшим достоинством нашей демократии.

Принцип равенства в западной демократии предполагает прежде всего равенство перед законом и подводит нас к другому великому достижению христианства — главенству закона.

В середине XVII века шотландский священник Сэмюэль Резерфорд написал книгу, под названием Lex Rex (Царство закона), поразившую всех как гром среди ясного неба. Резерфорд утверждал, что правитель и его подданные суть субъекты, подчиняющиеся одним и тем же законам, установленным Богом.

Невозможно переоценить значение этого великого наследия для американской демократии. Мы — нация законов, а не людей, то есть мы соблюдаем законы, которые признаем, и эти законы действуют одинаково в отношении каждого члена общества.

Итак, две христианские идеи coram deo и lex rex, оказавшие влияние на отцов нации, помогли им освободиться от тиранического правления короля Георга III. На основании этого наследия великие основатели США разработали модель управления, основанную на принципе разумной свободы, — достижение, ставшее предметом зависти для всего мира.

Называя Америку «христианской нацией», верующие люди имеют в виду, что в сердце нашей демократии заложены идеи христианства. Это правда. Но точнее было бы говорить о том, что наша нация взяла принципы христианства за основу, потому что американское государство никогда не находилось под прямым влиянием церкви, да этого и не требуется.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: