Воспитывающие

– устойчивый интерес к изобразительному искусству и предметному миру, трудолюбие.

Вид урока: рисование с натуры.

Тип урока: комбинированный (урок освоения нового учебного материала, урок выработки и закрепления умений и навыков).

Задание урока: композиционный поиск (форэскиз), компоновка.

Количество часов: 3.

Методы и формы обучения:

метод диалогичности (ученик и учитель – собеседники);

визуально-аналитическийметод (кроме рассматривания включает анализ);

словесный метод (беседа);

наглядный метод (натурная постановка, учебно-методические пособия, учебный рисунок, педагогический рисунок);

практический метод (рисунок).

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная практическая работа.

Формы контроля: рисунок.

Оборудование и материалы для учителя: магнитная доска, магниты, маркер, указка, натурный подиум, софит.

Оборудование и материалы для учащихся: мольберт, бумага формата А2 (натяжка на планшет), графитные карандаши разной твердости, стирательная резинка, клячка.

Оформление стенда: учебный рисунок из методического фонда, учебно-методическое пособие: поэтапный рисунок предметов быта.

Оформление магнитной доски: —

Средства обучения (см. Приложения 1,2):

1. Натурная постановка. Натюрморт из предметов быта усложненной формы (керосиновая лампа, сковорода, утюг с открытой крышкой, деревянный молоток).

2. Натюрморт из предметов быта усложненной формы (светотеневой рисунок из методического фонда колледжа).

3. Натюрморт из предметов быта усложненной формы (линейно-конструктивный рисунок из методического фонда колледжа).

4. Рисунок сковороды. Выявление основных объемов внутри габаритного прямоугольника.

5. Конструктивный рисунок молотка. Разработка педагогического рисунка на классной доске мелом.

6. Изобразительное учебно-методическое пособие. Поэтапный рисунок утюга с открытой крышкой (угловая перспектива). 5 листов. Лист 1. Габаритный прямоугольник. Лист 2. Конструктивный рисунок больших объемов. Лист 3. Уточнение больших объемов, прорисовка мелких деталей. Лист 4. Построение падающей тени. Лист 5. Разработка легкой светотени.

План урока:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Вводно-мотивационный этап – 3 мин.
  3. Информационный этап – 20 мин.
  4. Операционный этап – 90 мин.
  5. Контрольный этап – 5 мин.
  6. Коррекционный этап – 10 мин.
  7. Организационное завершение – 5 мин.

Ход урока:

  1. Организационный этап

Содержание: взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

  1. Вводно-мотивационный этап

Содержание: сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Сообщающая беседа (для сообщения новых знаний, чаще всего бывает вводной или вступительной, ее цель – вызвать у учеников состояние готовности к познанию):

Преподаватель 1. Тема урока «Натюрморт из предметов быта усложненной формы». Задачи постановки: проанализировать сложную форму предметов, разработать светотеневые отношения, связать предметы со средой. Решение: конструктивный рисунок (сквозная прорисовка) с заведением легкой светотени. Освещение боковое верхнее (искусственное). Материалы: бумага, графитный карандаш. Формат ½ листа ватмана.

Этот урок является логическим продолжением уроков по рисунку, развивающим практический опыт рисования натюрморта средствами академического рисунка и выводит на построение предметов быта усложненной формы. Задание рассчитано на 14 академических часов. В рамках этого занятия выполняется форэскиз (предварительный композиционный набросок) и компоновка натюрморта, нахождение всех габаритных размеров постановки.

  1. Информационный этап

Содержание: сообщение нового материала: выявление особенностей учебной постановки; проверка ранее изученного материала.

Эвристическая беседа (в ходе нее учитель, опираясь на знания учеников, приводит их к усвоению материала):

Преподаватель 2. Проанализируем постановку. Выясним, чем предметы простой формы отличаются от предметов усложненной формы? Вопрос к классу, а что же такое конструктивный рисунок?

Студенты. Конструктивный рисунок –это рисунок, выявляющий конструкцию предмета.

Преподаватель 2. Правильно. Мы применяем геометральный метод рисования – это способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры. Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур, их обычно называют комбинированными.

Форма керосиновой лампы – это комбинация из тел вращения, дополнительно усложненная формой ручки. Ее структура будет выявлена множеством овалов, поэтому потребует заведения вертикальной секущей плоскости для уточнения их перспективного построения (преподаватель показывает конструктивный рисунок лампы на примере учебной работы из методического фонда).

Форма сковороды сама по себе не сложная, но обратите внимание, как она расположена к предметной плоскости? Ответьте, сколько точек схода нужно будет учесть при фронтальной перспективе, а сколько при угловой?

Студенты. Фронтальная перспектива – это, когда изображаемый предмет находится фронтально (фронтальный вид – вид спереди) к рисующему и имеет одну точку схода. Но когда вертикальная ось предмета расположена не перпендикулярно предметной плоскости, а наклонно к ней, изображение будет иметь две точки схода.

Угловая перспектива – это, когда предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм. Но если вертикальная ось предмета расположена наклонно к предметной плоскости, изображение будет иметь три точки схода.

Преподаватель 2. Обратите внимание на стенд (преподаватель объясняет построение сковороды на примере учебно-методического пособия и учебной работы из методического фонда).

Построение сковороды начинаем с определения габаритного прямоугольника, выявляющего отношение ширины предмета к его высоте. Намечаем основные объемы внутри габаритного прямоугольника.Анализируем форму предмета (это комбинация из двух усеченных конусов, усложненная ручкой). Основанием конуса является окружность. Окружность вписывается в квадрат. Поэтому и построение ведется с перспективы квадратов верхнего и нижнего оснований сковороды. Конструкция предмета выявляется при помощи секущих плоскостей, поэтому через диагонали квадратов находим оси симметрии, строим овалы, выявляем осевые разрезы.

Преподаватель 2. Форма утюга и молотка – это комбинации из призм и тел вращения. Причем молоток лежит наклонно к предметной плоскости из-за положения ручки и поэтому при угловой перспективе имеет три точки схода. Следует напомнить, что перекрестие ручки и головы молотка, независимо от положения в пространстве относительно угла зрения рисующего, всегда перпендикулярно (преподаватель выполняет построение молотка на магнитной доске маркером).

Особенности педагогического рисунка: соответствие учебному заданию, кратковременность работы над рисунком, рисунок должен быть нагляден и не перегружен деталями.

Требования к педагогическому рисунку:

1. Грамотное, последовательное выполнение рисунка объектов.

2. Свободное владение линией.

3. Свободное владение конструкцией.

4. Свободное владение показом этапов изображения объектов.

Преподаватель 1. Перед тем как приступить к практической работе, давайте ответим на два вопроса:

1. Зачем в рисунке применяется сквозная прорисовка предметов?

2. Почему учебные постановки освещают боковым светом?

Студенты. Сквозная прорисовка помогает лучше выявить характерные особенности предмета и его расположение в пространстве. А боковое освещение наиболее полно выявляет форму и объем предмета.

  1. Операционный этап

Содержание: практическая работа студентов – композиционный поиск (форэскиз), компоновка; текущий контроль над выполнением задания, правка педагогом работ учащихся. Преподаватель наглядно демонстрирует, как можно исправить конкретную работу, при этом учащиеся лучше усваивают определенную технику.

Вводная беседа:

Преподаватель 1. Приступаем к практической работе. Работу организуем следующим образом: форэскиз утверждается дважды. Первый раз утверждается поиск композиционного решения через нахождение габаритных размеров, второй раз – построение предметов внутри габаритных прямоугольников. Только тогда можно будет приступить к компоновке натюрморта.

Обратите внимание на стенд: этапы выполнения натюрморта ведутся в той же последовательности, что и этапы построения одного предмета, с той только разностью, что разрабатывается вся постановка:

1 этап. Этап компоновки. Нахождение в формате общих габаритов композиции (натюрморта) и пропорций каждого предмета отдельно внутри общего габаритного размера.

2 этап. Этап конструктивного построения предметов (сквозная прорисовка). На начальном этапе построения предмета прорабатываются только основные объемы.

3 этап. Этап прорисовки мелких деталей. На этом этапе подробно ведется построение каждой из форм предмета.

4 этап. Этап построения теней. На этом этапе намечаются падающие тени от предметов, выявляется общий источник освещения.

5 этап. Этап светотеневой моделировки форм. На этом этапе заводится легкая светотень, выявляющая форму и объем предметов, связь предметов со средой, их пространственное положение от источника освещения, движение света по плоскости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: