Выйти б на улицу, всем, сколько есть
И задушевную песню завесть...
А. Иващенко, Г. Васильев
Разучивание песен - это на сборе святое дело.
Знатоков авторской песни, одновременно хорошо владеющих гитарой, надо заманивать на сборы любыми доступ-ными средствами, включая подкуп, и сердечные мотивы. То. что в своей основной массе слушают и поют подростки, это не только..., но и...
Однако не надо плохо думать о детях! Законы эргономики едины для всех:
· мы любим то, что знаем;
· мы знаем то, что легче усваивается;
· легче усваивается то, что доносится ежедневно из телевизора. Известный бард Леонид Сергеев как-то на мои стенания по поводу того, что у нас скверно пропагандируется авторская песня, сказал, что это правильно - авторскую песню бесполезно показывать по телевизору. И я согласился. Для того, чтобы узнать, а, следовательно, полюбить лучшие образцы этого жанра, нужно, конечно, затратить усилия. Но мало кто будет затрачивать умственные усилия без комиссарского наси-лия.
Ямного слышал сказок и теоретических выкладок об уважении к личности ребенка, свободе его выбора. Все эти рассуждения верны, когда у педагога есть приличные запасы времени, терпения, такта а, самое главное, желания работать со своими подопечными 24 часа в сутки. Но чаще всего они прикрывают лень и конформизм господ воспитателей, которые по-чему-то понимают это «уважение» таким образом: «дети хотят - надо дать, дети не хотят - боже упаси их заставлять». Ведь если один раз детей заставить что-то сделать против их воли, они ведь могут и обидеться. А это такое горе, такое горе. Наше насилие - это не кнут и розги.
|
|
Наше насилие - это установление четко очерченных правил игры и требование жесткого их соблюдения.
Если ты играешь в шахматы, то будь так добр: тронул - ходи. Свобода твоего выбора в том, что ты можешь в любой момент сдаться и пойти играть в хоккей. Прошлым летом мне довелось участвовать в российско-французском семинаре во-жатых. Я не могу передать ужаса, охватившего меня от рассказа французских коллег о принципах организации детского от-дыха в Европе.
Но то, что они услышали от нас... мне кажется, они просто не поверили.
Если мне правильно все перевели, и я правильно все понял, то картина примерно такая: в отряде у них не более во-сьми детей, которых опекают двое взрослых, прошедших серьезную педагогическую подготовку. Ребенок там может позво-лить себе встать, во сколько захочет(!) и сходить позавтракать в удобный для себя момент. После завтрака вожатые предла-гают ему большой список различных полезных занятий и просто развлечений – «программы» и «подпрограммы». У него по-лная свобода выбора. Хочет, участвует, а не хочет – никто не смеет его принуждать. Называется все это «отказом от режи-ма» и уже с успехом внедряется в наиболее передовых (и финансово обеспеченных) лагерях России. Главная педагогическая задача, как мне объяснили, чтобы ребенок был абсолютно доволен своим «отдыхом»...
|
|
Стоп! Приехали! А разве у нас другая задача? Мы, собственно, тоже никакой другой цели и не преследуем, кроме как той же самой – абсолютного детского счастья. С той лишь разницей, что нам пока не нужно мотивировать ребенкова па-пашу и в следующий раз выкладывать денежки за пребывание чада именно в этом лагере.
Но вот ведь что интересно: у нас жесткий поминутный режим, мы даже и не думаем спрашивать у детей, чем бы они хотели заняться, ни о какой свободе не может быть и речи, таких слов, как «уважение к личности ребенка» мы даже и не зна-ем... а дети самым неприличным образом счастливы. Почему и откуда берется у них столько положительных эмоция при та-ком «неуважительном» отношении к их личности – не могу понять, хоть ты тресни!
Французы нам не поверили... Но как же они были потрясены, когда увидели своими глазами, как (!) действует наша «методика насилия» на живых детей. Вернувшись с этого международного сбора домой, я с удовольствием раскрыл Чехова и перечитал мой любимый рассказ «Глупый француз».
Упаси меня господь претендовать на истину в последней инстанции. Каждый работает так, как у него получается и глубокое отвращение внушают мне педотряды, у которых законная гордость результатами своей работы перерастает в шови-низм.
- Орленок лучше чем Артек!
- Чем лучше?
- Чем Артек!
Вот и поговори с такими.
Ах, как бывает порою трудно не считать себя пупом земли и не набрасываться при встрече на своего же брата-во-жатого, не давая ему вымолвить ни слова. Как он работает с детьми – нам совсем не интересно, пусть слушает и учится.
О, да! О, да! Если к концу лета встречаются двое вожатых – спасайся, кто может. Каждый слышит только себя, и за-гружает собеседника по полной программе. И болезнь эта профессиональная. С годами обязательно проходит. Ну, а пока мы готовы вызвать на дуэль любого, кто скажет, что наш педагогический отряд не самый крутой в мире.
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН – это самое нудное и противное время на сборе. Дети сидят в кругу, комиссар проговари-вает слова разучиваемых песен по строчкам, а они повторяют много раз, пока не запомнят весь текст. Потом поют по купле-там... Все это достаточно скучно и неприятно, но другого способа разучить большое количество хороших песен на сборе еще никто не придумал.
Однако наберемся терпения и подождем. Все вернется наслаждением. Чем ближе будет час расставания, тем больше будет возрастать запас разученных песен, тем чаще и охотнее будут стремится встать в орлятский круг дети и петь, петь, петь... И всегда такие минуты приходит сожаление: «Эх, маловато выучили!»
Есть песни и есть песни. Песни для застолий и для концертов, для интимного прослушивания и для ног, для тюре-мных застенков и для военных маршей – все они имеют право на существование.
Авторская песня предназначена для костра, для раздумий, для душевного, доброго общения. Только выучив с деся-ток этих песен, и неоднократно попев их в орлятском кругу или у костра, только тогда дети начинают любить такие песни, и проносят потом эту любовь через всю жизнь. А там, кто знает, может, и произойдет смена вкусов, о которых, конечно, не спорят и ни в коем случае не навязывают нигде... кроме как у нас на сборе.
После разучивания – СПЕВКА возле столовой. Это большой орлятский круг, в центре которого стоят комиссары с гитарами. Теперь выученные песни надо спеть. В первые разы это получается плохо и нестройно. Но не будем печалиться: распоются и очень скоро. Наш слух еще не раз усладит чистое, слаженное и задушевное пение самых лучших в мире теноров и баритонов. Тут может быть еще одна проблема: если на сборе более сорока детей, то гитару уже не слышно. Выручают не-сколько гитар или микрофончик, приставленный к одной.
|
|
Самая простая песня
Эту песенку, друзья, разучить не сложно
Под гитару можно петь, без гитары можно.
Если в детстве вам медведь наступил на ухо,
Эту песню можно петь, не имея слуха.
Припев: Ла-ла-ла...
Проще песни не найти, мы вам скажем твердо,
Потому что в ней всего целых два аккорда.
Эта песня хороша. Как в костре картоха.
Тот, кто песню не поет – поступает плохо.
Тот, кто двойки получал на уроках пенья,
Тоже хочет песни петь – лопнуло терпенье.
Дуют ветры в феврале и метет поземка,
И не важно, что поешь, главное, что громко.
Если голос ваш охрип, - плюньте, разотрите,
Петь не можете, тогда просто говорите.
Кто не может говорить – пусть рычит мотором,
И не важно, что звучит, главное, что хором.
А пока дети неуверенно пытаются попасть в незнакомые мелодии, нетерпеливо поглядывая в сторону накрываемых столов, необходимо уже изо всех сил думать над главным событием дня: вечерним делом – ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА.
ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА
Тех, кто слушает Пинк Флойд
Гнать поганою метлой!
Ты сегодня слушал Смоки?
Завтра сдашь объект не в сроки!
А. Кнышевв
«Привет, тусовка!.. Вы меня узнали?.. Сегодня весь вечер на этой площадке будет царствовать музыка, та ее часть, которая носит гордое имя Рок-н-Ролл. У этой музыки, которую у нас много лет отказывались признавать искусством, корот-кая, но яркая история. При нынешнем все возрастающем вале музыкальной продукции, обрушивающемся на современного потребителя, ориентироваться в ней все труднее и труднее. Мы не успеваем переваривать названия все новых альбомов все новых групп. Мы уже не помним, какая композиция была хитом в прошлом месяце, а поток музыки все шире и мощнее. Но, сегодня мы остановимся, переведем дух и обратимся к истокам.
|
|
Как и у всякого вида искусства, у рок-н-ролла было много и всякого. За полвека огромное число плохих и серых ко-манд понасочинили и понаисполняли великое множество средних, никаких, плохих, мерзких и просто поганых композиций. Неисчислимые полчища как волосатых, так и наголо обритых бездарностей брали в руки гитару и орали в микрофон не-потребное...
Но были, были в армии рок-культуры таланты и гении, которые навеки вошли в ее историю, прославив свои имена созданием подлинных шедевров. И некоторые из этих произведений мы сегодня не только услышим, но и увидим в ис-полнении наших лучших рок-команд.
Наверное эти рок-картинки, которые вы сейчас представите, мало напоминают дорогостоящие видеоклипы со свето-выми и компьютерными эффектами. Но я верю, что вы делали их искренне и от души, потому что вас вдохновляла прек-расная, неповторимая Музыка. Итак, мы начинаем...»
Примерно так начнет Ведущий вечернее дело ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА. Подготовку его комиссары начинают еще в городе. Тщательно, с любовью отбираются записи, слайды и плакаты, информация об исполнителях. Есть смысл подумать над костюмами и элементами декораций. Надо ли говорить, что среди матбазы сбора должно непременно быть по прилич-ному магнитофону на каждый отряд.
Среди композиций, которые могут быть отобраны должны быть произведения только выдающихся групп и исполни-телей, проверенные временем и признанные во всем мире как подлинные шедевры рок-н-ролла. Восприятие рок-музыки у разных людей болезненно разное. Нигде так не спорят о вкусах почитатели искусства, как на рок-тусовках. Поэтому еще од-ной педагогической задачей может быть примирение между поклонниками различных стилей м направлений.
Итак, у каждого отряда магнитофон, кассета с записью композиции, два часа времени и четко поставленная творчес-кая задача: подготовить сценическую «картинку», максимально отражающую настроение данной мелодии. Лучше всего, ес-ли это будет небольшая история с завязкой, конфликтом, неожиданной развязкой и хорошо бы с какой-нибудь главной мыс-лью.
Должен сказать, что именно ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА всегда у нас были самым коллективным творчеством детей и комиссаров. С огромным азартом наши питомцы творили и создавали, ибо это была их музыка, музыка, без которой они жить не могут. Поэтому большинство творческих находок в ШЕДЕВРАХ всегда будет исходить от детей, что очень и очень приятно.
Хочу в качестве примера привести описание одной из таких постановок. Это была большая творческая удача тре-тьего отряда на сборе «Зеленый гусь-99». Хотя разве можно описать то, что надо было видеть?