Методика оценки эффективности работы учителя

( Авторы М.В. Демиденко, А.И. Клюева )

[Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 111-113; 140-143.]

Цель: системный анализ сформированности ключевых компетенций педагогов;

Материал: бланк методики, краткое описание уровней эффективности работы учителя, анкета "Рефлексивный ана­лиз урока".

Форма проведения: индивидуально, невключенное наблю­дение;

Процедура проведения.

Наблюдая за деятельностью учителя на уроке, диагност заполняет бланк методики с опарой на краткое описание уров­ней эффективности работы учителя. Графа, отражающая уровень развития рефлексии учителя, заполняется на осно­ве анализа ответов учителя на вопросы анкеты "Рефлексив­ный анализ урока". Далее осуществляется количественная обработка результатов диагностики. На основе количествен­ной и качественной обработки формулируется заключение.

Бланк методики (см. Приложение 1).

Краткое описание уровней эффективности работы учите­ля (см. Приложение 2).

Анкета "Рефлексивный анализ урока" (см. Приложение 3). Данная методика отражает определенный концептуаль­ный подход к анализу ключевых компетентностей педагога.

Суть данного подхода состоит в выделении трех основ­ных компонентов педагогической деятельности: проектиро­вочно-гностического, коммуникативно-перцептивного и реф­лексивного. Проектировочно-гностический компонент пред­ставляет собой организацию познавательной деятельности учащихся с целью усвоения информационного объема, предусмотренного учебной программой. Этот компонент вклю­чает ряд показателей: 1- форма подачи учебного материа­ла, 2- демонстрация учителем соответствующих методов обучения, 3- способы разъяснения при непонимании учеб­ного материала.

В коммуникативно-перцептивном компоненте сделан ак­цент на коммуникацию педагога и ученика в учебном про­цессе и создание условий для творческого самовыражения учащегося. В составе данного компонента присутствуют следующие показатели: 1- общение учителя с учениками на уроке, 2- поддержание креативной атмосферы на уроке, 3- предъявление информации учащимся об их прогрессе.

Вышеуказанные компоненты подвергаются рефлексивно­му анализу, таким образом, рефлексия педагога имеет дво­якую направленность, с одной стороны, на формы и методы подачи учебного материала, с другой - на эмоциональный фон взаимодействия с учащимся и поддержание креатив­ной атмосферы урока.

Сформированность каждого из показателей проектировоч­но-гностического, коммуникативно-перцептивного и рефлек­сивного компонентов оценивается по пяти уровням: репро­дуктивному, адаптивному, локально-моделирующему, сис­темно-моделирующему и системно-развивающему.

Достаточно редко бывает, что все показатели находятся на одном и том же уровне. Поэтому уровень сформирован­ности каждого из показателей оценивается отдельно по ре­зультатам сравнения его описания (представленного в При­ложении 2) с результатами экспертного наблюдения педаго­гической деятельности.

Если, например, показатель "форма подачи учебного материала" находится на адаптивном уровне, то в бланке фиксации результатов ставится галочка в соответствующую ячейку таблицы на пересечении столбца данного показателя и строки адаптивного уровня.

Далее проводится анализ какой уровень сформиро­ванности является преобладающим для проектировочно-­гностического компонента, какой для коммуникативно-пер­цептивного и какой для педагогической деятельности в целом.

Уровень сформированности рефлексивного компонента оценивается по результатам сравнения ответов учителя на вопросы предлагаемой ему анкеты (см. Приложении 3. Ан­кета "Рефлексивный анализ урока") и результатов эксперт­ного наблюдения педагогической деятельности.

Возможна и количественная обработка полученных в ходе наблюдения данных. При этом репродуктивный уро­вень оценивается в один балл, адаптивный – в 2 балла, ло­кально-моделирующий – в 3 балла, системно-моделирую­щий – в 4 балла и системно-развивающий – в 5 баллов.

Если проектировочно-гностический и коммуникативно­перцептивный компоненты анализируются отдельно, то уро­вень сформированности каждого из компонентов оценива­ется как репродуктивный в случае суммарного балла от трех до четырех единиц, как адаптивный при суммарном балле ­от 5 до 7 единиц, как локально-моделирующий – от 8 до 10 единиц, как системно-моделирующий – от 11 до 13 единиц и как системно-развивающий – от 14 до 15 единиц.

Если педагогическая деятельность анализируется в це­лом, то уровень ее сформированности оценивается следую­щим образом: от 7до 10 баллов – репродуктивный; от 11 до 17 – адаптивный; от 18 до 24 – локально моделирующий; от 25 до 31 – системно-моделирующий; от 32 до 35 – сис­темно-развивающий.

В заключении по методике должны быть проанализиро­ваны уровни сформированности каждого из компонентов и педагогической деятельности в целом. Даны рекомендации по повышению уровня сформированности наиболее "запада­ющих" показателей, а также по устранению возможной дис­гармоничности в уровнях сформированности трех основных компонентов педагогической деятельности.

Прuложенuе 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: