( Авторы М.В. Демиденко, А.И. Клюева )
[Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 111-113; 140-143.]
Цель: системный анализ сформированности ключевых компетенций педагогов;
Материал: бланк методики, краткое описание уровней эффективности работы учителя, анкета "Рефлексивный анализ урока".
Форма проведения: индивидуально, невключенное наблюдение;
Процедура проведения.
Наблюдая за деятельностью учителя на уроке, диагност заполняет бланк методики с опарой на краткое описание уровней эффективности работы учителя. Графа, отражающая уровень развития рефлексии учителя, заполняется на основе анализа ответов учителя на вопросы анкеты "Рефлексивный анализ урока". Далее осуществляется количественная обработка результатов диагностики. На основе количественной и качественной обработки формулируется заключение.
Бланк методики (см. Приложение 1).
Краткое описание уровней эффективности работы учителя (см. Приложение 2).
|
|
Анкета "Рефлексивный анализ урока" (см. Приложение 3). Данная методика отражает определенный концептуальный подход к анализу ключевых компетентностей педагога.
Суть данного подхода состоит в выделении трех основных компонентов педагогической деятельности: проектировочно-гностического, коммуникативно-перцептивного и рефлексивного. Проектировочно-гностический компонент представляет собой организацию познавательной деятельности учащихся с целью усвоения информационного объема, предусмотренного учебной программой. Этот компонент включает ряд показателей: 1- форма подачи учебного материала, 2- демонстрация учителем соответствующих методов обучения, 3- способы разъяснения при непонимании учебного материала.
В коммуникативно-перцептивном компоненте сделан акцент на коммуникацию педагога и ученика в учебном процессе и создание условий для творческого самовыражения учащегося. В составе данного компонента присутствуют следующие показатели: 1- общение учителя с учениками на уроке, 2- поддержание креативной атмосферы на уроке, 3- предъявление информации учащимся об их прогрессе.
Вышеуказанные компоненты подвергаются рефлексивному анализу, таким образом, рефлексия педагога имеет двоякую направленность, с одной стороны, на формы и методы подачи учебного материала, с другой - на эмоциональный фон взаимодействия с учащимся и поддержание креативной атмосферы урока.
Сформированность каждого из показателей проектировочно-гностического, коммуникативно-перцептивного и рефлексивного компонентов оценивается по пяти уровням: репродуктивному, адаптивному, локально-моделирующему, системно-моделирующему и системно-развивающему.
|
|
Достаточно редко бывает, что все показатели находятся на одном и том же уровне. Поэтому уровень сформированности каждого из показателей оценивается отдельно по результатам сравнения его описания (представленного в Приложении 2) с результатами экспертного наблюдения педагогической деятельности.
Если, например, показатель "форма подачи учебного материала" находится на адаптивном уровне, то в бланке фиксации результатов ставится галочка в соответствующую ячейку таблицы на пересечении столбца данного показателя и строки адаптивного уровня.
Далее проводится анализ какой уровень сформированности является преобладающим для проектировочно-гностического компонента, какой для коммуникативно-перцептивного и какой для педагогической деятельности в целом.
Уровень сформированности рефлексивного компонента оценивается по результатам сравнения ответов учителя на вопросы предлагаемой ему анкеты (см. Приложении 3. Анкета "Рефлексивный анализ урока") и результатов экспертного наблюдения педагогической деятельности.
Возможна и количественная обработка полученных в ходе наблюдения данных. При этом репродуктивный уровень оценивается в один балл, адаптивный – в 2 балла, локально-моделирующий – в 3 балла, системно-моделирующий – в 4 балла и системно-развивающий – в 5 баллов.
Если проектировочно-гностический и коммуникативноперцептивный компоненты анализируются отдельно, то уровень сформированности каждого из компонентов оценивается как репродуктивный в случае суммарного балла от трех до четырех единиц, как адаптивный при суммарном балле от 5 до 7 единиц, как локально-моделирующий – от 8 до 10 единиц, как системно-моделирующий – от 11 до 13 единиц и как системно-развивающий – от 14 до 15 единиц.
Если педагогическая деятельность анализируется в целом, то уровень ее сформированности оценивается следующим образом: от 7до 10 баллов – репродуктивный; от 11 до 17 – адаптивный; от 18 до 24 – локально моделирующий; от 25 до 31 – системно-моделирующий; от 32 до 35 – системно-развивающий.
В заключении по методике должны быть проанализированы уровни сформированности каждого из компонентов и педагогической деятельности в целом. Даны рекомендации по повышению уровня сформированности наиболее "западающих" показателей, а также по устранению возможной дисгармоничности в уровнях сформированности трех основных компонентов педагогической деятельности.
Прuложенuе 1