Единый европейский акт

В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном, уровне тенденция к расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и национального права государств-членов, намечены в общих чертах контуры создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.

Применительно к решению задач создания, единого внутреннего рынка были четко определены основные этапы, его построения. Программа включала в себя, прежде всего, ликвидацию тех ограничений технического, количественного и иного характера, которые еще существовали во взаимоотношениях между государствами-членами. В рамках единого внут­реннего рынка подлежали упразднению все возможные препятствия и барьеры на пути свободного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Построение единого внутрен­него рынка намечалось осуществить в три этапа и завершить к 31 декабря 1992 г. с тем, чтобы создать необходимую базу и основу для перехода к Экономическому и валютному союзу.

Единый европейский акт (ЕЕА) заметно расширил юрисдикцию Европейских сообществ, распространив ее, в частности, на сферу социальной политики. Намечалось расширить сотрудничество государств по таким важным вопросам, как охрана труда, здоровья, развития и поддержание диалога меж­ду социальными партнерами. ЕЕА закреплял распространение сферы ведения Сообществ на региональную политику, органи­зацию и проведение научных исследований и обеспечение тех­нологического развития, а равно защиту окружающей среды. В какой-то мере Европейские сообщества уже осуществляли ту или иную Деятельность в этой сфере, но прежде всего за счет применения механизма ст. 235 Договора о ЕС. При помощи ЕЕА это расширение сферы ведения Сообществ было должным образом легитимировано.

Определенные изменения были внесены в систему институтов ЕС, порядок и условия их функционирования. Наиболее значительными изменениями в этой области стали, прежде всего, институционализация Европейского Совета и демократизация процедуры принятия решений. В том, что касается Европейского Совета, речь шла практически о легитимации уже существующей структуры. Еще с 70-х гг. вошло в обиход проведение саммитов государств-членов ЕС, которые собирались периодически для обсуждения наиболее важных вопросов жизнедеятельности Европейских сообществ и решения тех или иных спорных проблем, которые не удавалось разрешить на уровне иных институтов — Комиссии, Совета. ЕЕА подтвердил, что Европейский Совет, состоящий из руководителей государств-членов Европейских сообществ, будет собираться периодически не менее двух раз в год, определил его статус и полномочия.

Единый европейский акт закрепил изменения, внесенные в процедуру принятия решений, в сторону их демократизации, Это нашло свое отражение, в частности, в более широком применении принципа квалифицированного большинства при принятии решений в рамках Совета ЕС, а равно в расширении участия Европарламента в процедуре одобрения нормативно-правовых актов ЕС. ЕЕА более четко сформулировал положение, в соответствии с которым на Комиссию возлагалось осуществление функций по исполнению решений Совета. Наконец, ЕЕА предусмотрел создание Суда первой инстанции (СПИ). Его образование должно было помочь разгрузить Суд Евро­пейских сообществ и заметно ускорить процедуру рассмотрения дел в этом важнейшем судебном учреждении.

Помимо положений, вносивших те или иные изменения в Договоры, учреждающие ЕЭС, ЕОУС и Евратом, Единый европейский акт содержал также новые постановления, относящиеся к европейскому сотрудничеству в области внешней политики. В этих постановлениях речь идет, в частности, о взаимных консультациях и информировании государств-членов по вопросам внешней политики, представляющим общий интерес, в целях координации, сближения позиций и осуществления совместных действий. Выработка и определение общих позиций должны были послужить отправной точкой для проведения внешней политики всеми государствами-членами ЕС. Следует отметить, что структуры осуществления общей внешней политики были обрисованы в самых общих чертах, а специальные институты или органы, ведающие вопросами выработки общей внешней политики и ее реализации, не были установлены с достаточной четкостью. Впрочем, эти недостатки Единого европейского акта не имели принципиального значения, поскольку система взаимных консультаций и сотрудничества в рамках Совета, в котором периодически встречаются министры иностранных дел, и функционирование вспомогательных органов Совета уже были к этому времени достаточно хорошо отлажены, и речь шла скорее не о создании системы новых институтов или органов, а о легитимации их деятельности в сфере внешней политики.

Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ, утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию Европейского Союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: