Политическое устройство Спарты и формирование Пелопонесского союза

Система управления. В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя, которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами они составляли герусию – орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания – а пеллы. Апелла формально считалась высшим органом власти, однако она не обладала реальной властью. На рассмотрение апеллы выносились уже готовые проекты, которые одобрялись либо отвергались весьма примитивным способом – криками собравшихся. Особым институтом власти, существовавшим только в Спарте, была коллегия из пяти эфоров. Это был главный контролирующий орган, призванный обеспечивать исполнение и неизменность ликурговых законов. Права эфоров были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей. Преимущества немногочисленной «общины равных» и жесткая власть эфоров определяли олигархический характер государства.

Создание Пелопоннесского союза. После завоевания Мессении Спарта отказалась от намерения расширять свои владения в Пелопоннесе и начала усиливать свои позиции с помощью формирования военно-политического союза. В результате возникло достаточно аморфное федеративное образование полисов Пелопоннеса, в котором Спарта играла главную роль. Союзники не платили дань, сохраняли независимость во внутренних делах, но должны были выступать вместе со Спартой против общего врага. К Пелопоннесскому союзу примкнули не только аграрные полисы полуострова, но и такие богатые города Истмийского перешейка, как Коринф и Мегара, нуждавшиеся в помощи Спарты в борьбе с Афинами. Единственным крупным полисом Пелопоннеса, не примкнувшим к союзу, был давний враг Спарты Аргос. Пелопоннесский союз во главе со Спартой наряду с Афинами сыграл решающую роль в отражении персидского нашествия на Грецию.

Оценка спартанского строя. Реформы Ликурга изменили характер спартанского общества. До первой половины VI в. до н.э, Спарта не выделялась из других архаических греческих полисов, в ней процветала поэзия, расписная керамика и бронзовое литье считались лучшими в Греции. С середины VI в. до н.э. происходит перелом: отныне и вплоть до римского времени Спарта не дала Греции ни одного поэта, философа, художника; деградирует ремесло (переключается на выпуск примитивных в художественном и техническом отношении вещей и оружия). Значительно сократилось даже число олимпийских победителей-спартиатов. Все силы спартанского общества были направлены на сохранение системы равенства среди граждан и на подавление угнетенных слоев населения. Однако уже античные авторы высоко ценили Спарту как сильное и цельное государство, в котором существует равенство граждан. Поражала стабильность спартанского общества, отсутствие тирании, законопослушность спартиатов. Впрочем, и Платон, и Аристотель указывали, что совершенства удалось достичь лишь в сфере военной и физической подготовки – мужество, смелость, и дисциплинированность спартанцев вошли в поговорку. Вместе с тем, в жертву было принесены интеллектуальное рост спартанцев, развитие литературы, наук и искусств. Экономически отсталое, консервативное и военизированное государство долгое время искусственно сохраняло введенные Ликургом порядки.

Вопросы для закрепления материала

1. Почему Спарта отказалась от колонизационной политики?

2. Объясните причины жесткого контроля всей жизни спартанцев со стороны государства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: