Антихрист

Тема конца истории изначальна в христианстве. Но, к сожалению, в процессе истории радостное ожидание вто­рого пришествия Христа все более подменяется ожидани­ем явления антихриста. На Руси вопрос конца мира иногда становился проблемой государственного значения. Напри­мер, в XV в. пасхалия (вычисления дня празднования Пас­хи) заканчивалась 1492 г., который по вере того времени соответствовал 7000 лет от сотворения мира и исчерпывал его бытие. Столь же напряженным было ожидание конца и в 1666 г. по причине наличия трех шестерок в этой дате. Ес­тественно, не было особых проблем и с кандидатами в зва­ние «антихриста».

Эта тема в настоящее время для некоторых, не утверж­денных в вере, приобрела болезненный характер. Поэтому полезно сделать небольшой обзор признаков конца.

Из наиболее значимых и находящих себе достаточные подтверждения в Священном Писании и Предании можно привести следующие:

«Восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам и глады, и моры, и ужас­ные явления, и великие знамения с неба... в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и мо­ре восшумит и возмутится» (Лк. 21,10-11,25). Некоторые из этих явлений всегда были на нашей планете, однако здесь речь идет об их катастрофическом умножении.

«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на Вселенную; ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21, 26). К этому быстрыми шагами приближает че­ловечество научно-технический прогресс.

Умножение беззакония (Мф. 24, 12) становится все бо­лее очевидным, человечество идет к окончательному нрав­ственному развращению, и перед концом мира наступит эпоха полной «свободы». Свт. Игнатий (Брянчанинов) пи­сал: «Антихрист будет логичным, справедливым, естествен­ным последствием общего нравственного и духовного на­правления человеков» (Т. 4. С.271).

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24,14). В настоящее время еще многие народы (например, в Китае, Индии и др.) в своем подавляющем большинстве не слышали Евангелия.

«Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» (Мф. 24, 15). Подразумевается повсеместное отступление христиан (и прежде всего монашества и духовенства) от жизни по запо­ведям Христовым и церковным установлениям; подмена Церквами цели своего существования - спасения душ че­ловеческих от зла грехов и страстей, внешней церковной деятельностью: политической, социальной, культурной, экономической и проч.; превращение богослужений в зре­лищные мероприятия и т. д. Т. е. произойдет полное об­мирщение церковной жизни.

«Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и из­бранных» (Мф. 24; 24-25). В истории христианства появля­лось много лжехристов и лжепророков, однако последние из них будут отличаться тем, что дадут «великие знамения и чудеса». Ими они увлекут многих поверхностных, легковерных христиан в магию, оккультизм, в расколы и секты, в язычество.

«Когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5; 3). Мира и безопасности человечество ищет всю свою историю. Апостол же говорит о времени, когда эта цель будет достигнута (с образованием одного государства на земле с единым правительством и единым царем вселен­ной). Тогда внезапно наступит гибель человечества. Гос­подь говорит: «Ибо он [последний день] как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21, 35). О внезапности последней катастрофы апостол Павел пи­шет и в другом послании: «Не все мы умрем, но все изме­нимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15; 51-52).

Также очевидно, что в сознании всех людей утвердится идея тождественности по существу всех религий (есть только одна религия, а все существующие - лишь ее раз­личные модификации). Эта «единая религия будущего», о которой писал современный православный подвижник в Америке иеромонах Серафим Роуз (1982), сохранит, воз­можно, по форме прежнюю многоконфессиональность. Однако по существу это будет уже идеология, поскольку в ней произойдет катастрофическая подмена искания Цар­ства Небесного и правды его жаждой царства земного и всех наслаждений его, подмена духовных целей мирскими, языческими, так что все усилия этой религии (т. е. всех ре­лигий, включая и христианские) будут направлены на до­стижение только земных благ.

О самом значительном из признаков конца истории и наступлении Царства Христова - об антихристе - в Свя­щенном Писании и Предании говорится более всего.

Дается его характеристика: «Человек греха, сын поги­бели, противящийся и превозносящийся выше всего, на­зываемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога»; «Беззаконник... ко­торого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою.и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2; 3,4,8-10); «И даны были ему уста, говорящие гордо и бого­хульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (От. 13; 5).

На один из очевидных и самых простых признаков яв­ления антихриста указывает преподобный Зосима Соло­вецкий: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это антихрист»102. Речь здесь идет не о появлении многих лжехристов (это его предтечи), а об одном «Христе», о котором будут, захлебы­ваясь от восторга, кричать все средства массовой инфор­мации по всей земле. При этом, как пишет святой Ефрем Сирин, «всего более воздадут честь и обрадуются царство­ванию его... иудеи»103.

Одной из серьезных причин принятия антихриста многими христианами, по свт. Игнатию, явится та, что «че­ловеки... потеряв смирение, признающее себя недостой­ным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся без­разборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Та­кое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несча­стных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами»104.

При нем произойдет объединение всех государств ми­ра в одно, во главе с ним как царем вселенной («И дана бы­ла ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (От. 13; 7)). Без сомнения, он будет торжествен­но помазан на царство главами всех Церквей и религий. Это «помазание», наряду с «чудесами», станет для язычествующих христиан одним из самых убедительных аргумен­тов того, что он и есть пришедший во второй раз Христос: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни» (От. 13; 3-4,8).

И ИНН

Наш народ особенно склонен придавать всем этим внешним фактам характер неоспоримой Божественности. И эта страсть станет одной из причин той страшной беды, которую прямо, с полной уверенностью предсказывает свт. Игнатий (Брянчанинов): «Бедствия наши должны быть бо­лее нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф. 5; 13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ мо­жет и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец осуществит мысль о всемирной монархии»105.

«Обуявшей солью» свт. Игнатий называет состояние Право­славия в Церкви Российской, «гением из гениев» - анти­христа, наш же народ - орудием его царствования.

Свт. Игнатий указывает и на главную причину отпаде­ния христиан: «Кто же не принял внутри себя Царства Бо­жия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонят­ным для себя образом сделается его последователем»106. «И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они бу­дут верить лжи» (2 Фес. 2; 11).

Непринятие внутри себя Царства Божия означает ду­ховное вырождение христиан. Полное погружение их ума (печать на лбу), всей их деятельности (печать на правой руке как символе деятельности человека) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совершенное оставление мысли о Царстве Бо­жием и правде его (Мф. 6; 31-33). Этот абсолютный мате­риализм и станет «именем» антихриста как величайшего его идеолога. Неслучайно в Откровении Иоанна Богосло­ва оно обозначено цифрой 666. Данная цифра является по существу библейским символом мамоны - царства земно­го изобилия, славы, могущества. Это следует из историче­ского факта, восходящего ко времени Соломона, при кото­ром еврейское государство достигло вершины своего процветания. Только «в золоте, которое приходило Соло­мону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар. 10; 14; 2 Пар. 9; 13), т. е. 32 тонны 707,26 кг!107

Непринятие внутри себя Царства Божия означает и принятие того, кто даст хлеб и зрелища. Большинство поверхностно верующих ищут именно такого царя и спасителя. Евангельский случай с пятью тысячами лю­дей, напитавшихся пятью хлебами, хорошо это иллюст­рирует: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иису­сом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаян­но взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6; 14-15).

Современный научно-технический прогресс придал этой теме новые и серьезные импульсы. Они связаны со все более открывающимися техническими возможностями полного контроля за каждым человеком и управления его поведением. Так, по мнению ряда экспертов, связанных с компьютерной технологией, в настоящее время уже есть реальные возможности массового управления людьми. Они утверждают, что возможность внедрения систем то­тального компьютерного контроля на нашей планете не за горами и будет осуществлена практически где-то в период 2010-2020 гг.

В связи с этим понятен и вопрос о «трех шестерках»108. Его психологическая особенность заключается в конкрет­ной наглядности этого символа и отсюда впечатляющей значимости для неискушенного сознания. Повышенная заостренность внимания на этой апокалиптической ци­фре стимулируется еще и тем, что хотя она с точки зрения технологии и вообще математической основы ком­пьютерной техники ни в коей мере не является обяза­тельной в компьютерных системах исчисления, тем не менее, ее присутствие в них, как считают многие, стало повсеместным.

Очевидно, внедряющие данный знак, верят в его ма­гическую силу и пытаются привить свою веру в этого идола всем и прежде всего христианам. Но апостол Па­вел на любую языческую веру реагировал совершенно определенно:»Идол в мире ничто» (1 Кор. 8; 4). Т. е. все языческие мистические знаки (цифры, слова, изображе­ния, заклинания, магические действия, колдовство и т. п.) сами по себе, без веры в их значимость не имеют никакой силы и власти над христианином, имеющим ве­ру в Господа Иисуса Христа и запечатленным Его святы­ми Таинствами.

Но вопрос: поскольку эта цифра как число имени ан­тихриста указана в Священном Писании, то равнодушие к ее употреблению не может ли явиться причиной незамет­ного принятия самого зверя? Мысль о т. н. «незаметности» принятия антихриста решительно противоречит одному из самых важных положений православной веры - о бе­зусловной зависимости спасения или гибели человека от его сознательного, нравственно-свободного выбора Хрис­та или антихриста. Сам Бог, утверждают все святые отцы, не может спасти нас без нас («Кто будет веровать и крес­титься, спасен будет», Мк. 16; 16). Тем более не может по­гибнуть человек без сознательной веры в антихриста. Только принятие этой цифры как знака веры в него делает ее гибельной для христианина. Пока же этой веры нет, «печать антихриста» для человека не имеет никакого рели­гиозного значения109.

Может быть, антихрист сделает эту цифру своей «печа­тью» (в противоположность кресту Христову), знаком признания его как действительного спасителя всего чело­вечества. Тогда ее принятие в этом качестве будет действи­тельно означать отступничество от Господа Иисуса Христа. Но вне этого смысла боязнь шестерок есть признак суеве­рия христианина и, без сомнения, источник злорадства проповедников этой веры, которые, уподобляясь известно­му животному, также всюду оставляют свой след.

Современное развитие апокалиптических настроений и ожиданий связано и с очевидной деградацией морального состояния властных структур и стремительно развиваю­щейся тенденцией к все большей концентрации политиче­ской, информационной, научно-технической, экономиче­ской и военной мощи в очень узком кругу мировых «суперменов», свободных от моральных и других высших человеческих чувств и побуждений. Отсюда отчетливо вы­рисовывается идея создания единого всемирного государ­ства, во главе которого станет именно эта кучка «богов» с возможностями неограниченной «компьютерной» власти, что приведет к установлению всеобщего физического и ду­ховного рабства как каждого человека в отдельности, так и всех народов земли. Все это вполне соответствует апокалиптическим предсказаниям о тоталитарном режиме влас­ти при едином всемирном «лидере», который объявит себя «христом-спасителем» всего человечества.

Логические последствия такого нового мирового по­рядка в условиях духовного, нравственного, экологичес­кого, энергетического, демографического и прочих кри­зисов, поразивших современный мир, очевидны и опять-таки совпадают со смыслом тех конечных событий в жизни человечества, о которых говорит Откровение Ио­анна Богослова - о страшной и окончательной гибели всей планеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: