Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Физические упражнения – такие двигательные действия (и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям (физическое – характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени; упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия).
В физических упражнениях различают содержание и форму.
Содержание – это целевая сторона упражнения — характеристика смысла двигательного действия (для новичков - прыжок в длину - это «разбежаться и прыгнуть как можно дальше»; в гимнастике — подъем разгибом на перекладине - «после размахивания в висе, сгибаясь и разгибаясь — перейти в упор». Содержание определяет совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении упражнения, обуславливает их основное целевое или сопряженное назначение: формирование двигательной подготовленности, улучшение показателей здоровья, воспитание морально-волевых качеств.
|
|
Форма физического упражнения – определенная упорядоченность и согласованность процессов и элементов содержания физического упражнения. В форме физического упражнения различают внешнюю и внутреннюю структуры (формы).
Внешняя форма (структура) упражнения - его видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений — конкретизируемая характеристика движения по форме, частям, направлению (прыжок в длину с разбега — разбег, отталкивание, полет, приземление, а такде действия спортсмена во время выполнения этих фаз).
Внутренняя форма (структура) физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время выполнения данного упражнения. Это функциональные процессы организма, сопровождающие заданное упражнение — энергообеспечение, проявление усилий, характер нервных процессов и пр.)
Содержание и форма тесно взаимосвязаны между собой. Раскрытие содержания и формы упражнения позволяет глубже понять сущность двигательного действия и определить его структуру.