Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.
В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора или коробки передач
заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Картерную смазку применяют при окружной скорости зубчатых колес и червяков от 0,3 до 12,5 м/с. При более высоких скоростях масло сбрасывается с зубьев центробежной силой и зацепление работает при недостаточной смазке. Кроме того, заметно увеличиваются потери мощности на перемешивание масла и повышается его температура.
|
|
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, чем выше контактные давления в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес. Предварительно определяют окружную скорость, затем по скорости и контактным напряжениям находят требуемую кинематическую вязкость и марку масла.
По табл. 11.1 и 11.2 (П.Ф.Дунаев, О.П.Лелиликов) выбираем масло
И-Г-А-68 ГОСТ-17479.4-87.
В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса быстроходной и тихоходной ступеней.
6 Проверка прочности шпоночного соединения.
Все шпонки редуктора призматические со скругленными торцами, кроме шпонки зубчатого колеса тихоходной передачи (применена шпонка без скругления с одной стороны) размеры длины, ширины, высоты, соответствуют ГОСТ 23360-80. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Все шпонки проверяются на смятие из условия прочности по формуле:
Допускаемое напряжение смятия [dсм]=140МПа
Быстроходный вал: 50,6 Н·м;
Выходной конец вала = Ø30мм; b·h·l =10·8·22;
Промежуточный вал: 286,3 Н·м;
Диаметр вала: Ø45мм; b·h·l =14·9·44;
Тихоходный вал: 1211 Н·м;
Шестерня: Ø80мм; b·h·l =22·14·52;
Выходной конец вала: Ø60мм; b·h·l =18·11·90;
7 Подбор муфты.
Для соединения редуктора и приводного вала была выбрана – муфта со стальными стержнями. Эта муфта выбрана из-за наличия большого крутящего момента на выходном валу редуктора, а также из-за того что в силу возможности передачи крутящего момента при смещениях валов в пределы которых укладываются, имеющиеся у нас смещения, т.е. муфта полностью компенсирует возможные неточности изготовления принятые при разработке данного проекта.
|
|
Расчет муфты был проведен, и была выбрана муфта переменной жесткости с количеством стержней равным 48. Стержни выполняют из рессорно-пружинных сталей, полумуфты – из углеродистых конструкционных сталей. Для уменьшения изнашивания муфту заполняют при сборке пластичным смазочным материалом, для удержания которого применяют уплотнения. В качестве смазочного материала был выбран Литол-24.
Расчет
Для соединения электродвигателя и редуктора была выбрана упругая муфта с торообразной оболочкой. Причем находящаяся на входном валу редуктора выполнена по ГОСТу 20884 – 82, а половина находящаяся на валу электродвигателя выполняется по особым требованиям.
Муфты с торообразной упругой оболочкой обладают большой крутильной, радиальной и угловой податливостью. Что при условии того, что в проекте не разрабатывалась рама для закрепления транспортера является положительным фактором. Т.к. у разработчиков рамы появляется возможность менее точной разработки рамы, что приведет к удешевлению как самой разработки, так и производства рамы, и при этом не скажется на ресурсе транспортера.
Расчет
8 Список используемой литературы.
1. О.А. Ряховский. Детали машин. М.: «Машиностроение», 2004.
2. П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов – Конструирование узлов и деталей машин.
М.: «Высшая школа», 2000.
3. Под ред. О.А. Ряховского – Детали машин. Атлас конструкций узлов и деталей машин. М.: «МГТУ им. Н.Э. Баумана», 2005.
4. М.В. Фомин, Расчеты опор с подшипниками качения, М.: «МГТУ им. Н.Э. Баумана», 2001г.