Среди стратегических задач развития Пенсионного фонда на современном этапе особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан страны, нуждающихся в пенсионном обеспечении и значительный рост их благосостояния.
Государственное регулирование развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. В практике развитых пенсионных систем государственное регулирование внешними факторами включает, как правило:
повышение рождаемости, снижение смертности и привлечение внешней трудовой миграции, что способствует росту численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и соответствующему увеличению доходов пенсионной системы;
улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости с целью сокращения высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте;
опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы, что в условиях демографического кризиса и сокращения числа работающих позволяет обеспечить достойный уровень пенсий;
|
|
мероприятия по сокращению теневой экономики и недопущению сокрытия зарплаты;
обеспечение роста занятости, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, недопущение теневой занятости и сокращение рабочих мест с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;
предотвращение инфляции, ведущей к обесцениванию пенсионных прав и снижению покупательной способности пенсий.
Перечисленные и другие меры управления внешними факторами могут применяться как в комплексе, так и отдельно, в зависимости от конкретных социально-демографических и экономических условий и проблем в пенсионной системе.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» предусмотрено:
«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».
Вместе с тем, эти вопросы еще предстоит решать. Уровень пенсии в России остается низким. В ряде случаев, он не достигает прожиточного минимума, установленного в конкретных субъектах Российской Федерации. Особенно нелегко приходится людям, имеющим группу инвалидности или степень ограничения способности к трудовой деятельности. Эти вопросы, в соответствии с бюджетным посланием президента, должны быть решены в 2010 и последующие годы. Кроме того, в нашем законодательстве, до сих пор, существуют требования, которые создают дискомфорт гражданам, провоцируют ненужное социальное напряжение, неоправданно увеличивают нагрузку на Пенсионный фонд.
|
|
Необходимо обеспечить передачу средств пенсионных накоплений, находящихся во временном размещении, из пенсионного фонда в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Это связано с совершенствованием механизмов реализации государственных ценных бумаг, в которые вкладываются указанные средства, и источников покрытия убытков в случае необходимости.
В текущем году заинтересованными ведомствами ведется активная работа по расширению портфеля государственной управляющей компании и Пенсионного фонда при инвестировании пенсионных накоплений. Теперь у Государственных Управляющих Компаний и Фонда появится больше возможностей для повышения доходности этих средств. Необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты.
Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. «Индивидуальные предприниматели и лица, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые в качестве самостоятельных страхователей, уплачивают страховые взносы на свое пенсионное страхование».
В перспективе развития перед Пенсионным фондом стоит задача по увеличению пенсионных выплат, т.е. социальная пенсия должна быть не менее прожиточного минимума, а размер трудовой пенсии по старости должен превышать прожиточный минимум в 1,3 раза.
Возникает необходимость внести изменения в пенсионное законодательство, которые будут направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения.
Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным. Государство создаст правила игры, при которых и бизнес, и работник, и государство четко знают, что взнос в размере 22% от фонда заработной платы - это ровно столько, сколько стоит достойная пенсия, соответствующая международным стандартам социального обеспечения. Не больше, но и не меньше.
Несмотря на негативные тенденции, государство планирует исполнять все свои обязательства перед пенсионером по повышению уровня их благосостояния в полном объеме и в запланированные сроки.
Чтобы эффективно выполнять поставленные перед Пенсионным фондом задачи, необходимо, чтобы работа фонда соответствовала новым требования законодательства. В целях повышения эффективности деятельности фонда, разрабатывается стратегия его развития на среднесрочную перспективу. В числе приоритетов, повышение качества услуг Пенсионного фонда, забота об удобстве и комфорте экономии времени людей - страхователей. Еще одним приоритетом для Пенсионного фонда станет упорное ведение серьезной разъяснительной работы с целью повышения пенсионной грамотности населения.
В условиях совершенствования пенсионного законодательства особую актуальность приобретают вопросы определения правового статуса Пенсионного фонда как государственного страховщика. Возникает необходимость принятия закона о порядке финансирования пенсий для категории работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.
|
|
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что пенсионная система должна решить такие мероприятия, как:
. обеспечение гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения независимо от уровня доходов гражданина России;
. создание условий для формирования населением достаточных пенсионных накоплений. При этом должны развиваться как обязательное пенсионное страхование, так и добровольное пенсионное страхование.
. повышение пенсионного возраста.
. ликвидацию накопительного компонента.
Пенсионная система России должна основываться на механизмах социального страхования. Важнейшим условием стабильного развития Пенсионного фонда России является неуклонное соблюдение страховых принципов.
Таким образом, не смотря на трудности в развитии пенсионной системы, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд в своей деятельности стремится реализовать весь спектр возложенных на него задач и функций, а правительство вводит новые законодательные акты и положения, которые направлены на стабилизацию работы Пенсионного фонда, на улучшение благосостояния граждан, нуждающихся в пенсионном обеспечении.
В завершении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям.