Казанская епархия Русской Православной Церкви

В 2009 году положение Русской Православной Церкви стало еще более прочным и стабильным, что можно наблюдать и на примере Казанской епархии. В целом, развитие православия в Татарстане происходит в русле общероссийских тенденций. Увеличилось число приходов, возрос штат епархиального духовенства

Конструктивное государственно-церковное сотрудничество в реализации социально значимых проектов становится все более разносторонним и включает в себя новые сферы общественной жизни. Заметным явлением 2009 г. стало сотрудничество медицинского отдела Казанской епархии с органами здравоохранения республики.

Постоянно увеличивается количество сайтов епархии - в уходящем году начали свою работу 3 новых интернет-ресурса. Создан сайт Кряшенской духовной миссии (www.missiakryashen.ru). Начали свою работу сайты храма Казанской иконы Божией Матери пос. Мирный (www.stmary.ru) и прихода Покрова Божией Матери с.Большое Афанасово (www.hram-p.narod.ru) Разработана новая версия сайта Медицинского отдела Казанской епархии РПЦ (www.pravoslavie-med.ru).

Важные события в жизни епархии подтверждают целенаправленную работу по усилению социально значимой деятельности епархиального управления и его структурных подразделений, принимавших активное участие в мероприятиях «Года молодежи», помощи социально незащищенным слоям населения.

***
Православие представлено в республике также старообрядческими организациями. В их деятельности, носящей локальный характер и не охватывающей всю территорию республики, существенных изменений на протяжении года не наблюдалось.
Древлеправославно – кафолическая Церковь Старопоморского Согласия (федосеевского толка) К данному направлению старообрядчества относится община, зарегистрированная в Казани. Община поддерживает тесные связи со старообрядцами – беспоповцами из других регионов РФ.

Иудейские общины республики живут богатой внутренней жизнью, в основе которой лежит стремление воссоздать атмосферу соответствия основам еврейского религиозного закона. С этой целью, общинами ведется активная социальная работа, в том числе в сфере развития религиозного образования детей и молодежи.

При Казанской общине действует центр «Хэсэд Моше», финансируемый из средств спонсоров и в том числе, международной организацией «Джойнт». Основной задачей является работа по восстановлению института еврейской семьи, как основной носительницы и воспроизводительницы религиозных культурных ценностей. В этой области оказывается медицинская помощь, поддержка малообеспеченных членов общины, пенсионерам, работа с социально неблагополучными группами населения.

Уделяется большое внимание работе с молодежью. Действует молодежные клубы при еврейских общинах. Целью подобных организаций является расширение системы еврейского традиционного образования и подготовить лидеров, способных самостоятельно организовывать молодежную работу на местах в рамках еврейской общины.

Деятельность католических общин в Казани и Набережных Челнах протекает в спокойном русле. После открытия в 2008 г. католического костела в Казани по улице Островского наметилась тенденция по активизации работы с молодежью.

Протестантские организации. За прошедший год существенного изменения в численности организаций и их последователей не наблюдалось. При этом обращает на себя возрастающая активность представителей религиозной организации «Адвентисты седьмого дня (АСД)», приходы которой с недавнего времени функционируют во многих городах и населенных пунктах республики (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Елабуга, Чистополь, Лениногорск, Альметьевск, Камские поляны и др.). В настоящее время в Казани адвентисты имеют три общины: «Церковь на Шатурской» (ул.Шатурская, 106, головной офис казанских АДС), «Церковь Надежда» (помещение Дома Офицеров) и «Церковь Радуга» (дом детского народного творчества ЗАО «Кварт» по ул.Гарифьянова, 4а). Церковь на Шатурской зарегистрирована в качестве религиозной организации, две другие функционируют как религиозные группы. Общая численность членов казанских приходов оставляет около 400 человек.

Для популяризации вероучения и привлечения в свои ряды новых адептов адвентистами используется практика проведения публичных мероприятий в наиболее людных и оживленных местах г.Казани. Так, в период 2009 года представителями АСД было проведено три публичных акции в районе ул.Баумана. Данные мероприятия представляли собой медицинское обследование населения Татарстана по программе представленной Центральным советом Церкви христиан адвентистов седьмого дня (США). Мероприятия сопровождались демонстрацией плакатов на библейские тематики, раздачей газеты, издаваемой казанскими адвентистами, буклетов религиозного содержания.

Проводимая адвентистами политика активного миссионерства вызывает озабоченность у представителей ведущих конфессий региона.

Новые религиозные движения (НРД), возникшие в последние десятилетия, по основам вероучения не относятся ни к одной из мировых религий. Зачастую, они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектическую доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическими лидерами, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. В РТ продолжают проявлять себя Свидетели Иеговы, Саентологические организации, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Международное общество Сознания Кришны, Сахаджа-йога, вера Бахаи, культы Раджнеша (ОШО), Сатьи-Саи-Бабы и др.

В последнее время проявляют активность саентологические структуры, представленные в городах Набережные Челны, Нижнекамске, Альметьевске, Казань. Наибольшая активность саентологических центров фиксируется преимущественно в «закамской зоне» республики (некоммерческое партнерство «Гуманитарный центр Дианетики г.Набережные Челны» (НП «ГЦД»), религиозная группа «Церковь саентологии г.Набережные Челны», некоммерческое партнерство «Гуманитарный центр Дианетики г.Нижнекамск»).

Функционирующая с 1996 года в г.Казани группа Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) в декабре 2009 года получила регистрацию в качестве религиозной организации. До этого Татарстан оставался одним из немногих регионов РФ, где церковь мормонов не имела официальной регистрации в качестве религиозной организации. В настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) представлена в РТ одним приходом в г.Казани.

НРД отечественного происхождения, возникшие и структурно оформившиеся в последнее десятилетие и по характеру близкие к религиям «Нового века». Наиболее заметными из них на сегодняшней день в республике являются виссарионовцы, рериховцы, анастасийцы.

Существование и продолжающийся рост новых религиозных движений (НРД), хотя и происходят формально в соответствии с конституционными положениями и нормами действующего законодательства, вписываясь в рамки всемирных процессов глобализации, но все же несут угрозу размывания культурно-исторических, духовных ценностей и ориентиров, которые всегда цементировали государство, формировали национально-культурную самоидентификацию, а поэтому не могут не регулироваться государством. Именно проблема глубинной взаимосвязи духовного, культурного, религиозного компонента в консолидации, укреплении и возрождении российского общества должна стать в центре внимания государства. В связи с этим в качестве приоритетных принципов следует рассматривать, с одной стороны, недопустимость нарушения конституционных норм, уважение права каждого человека на свободу совести, с другой верховенство государства в решении вопроса о путях дальнейшего развития страны, преодоления экстремистских, деморализующих, многих антисоциальных тенденций в религиозной сфере в целом и в НРД в частности.

***
Религиозные процессы отличаются динамичностью, зачастую ведут к появлению новых религиозных движений, не имеющих традиций, устоявшихся нравственных ориентиров, но привлекающих к себе последователей обещаниями быстрого достижения духовных высот своеобразными экспресс-методами. Незнание и нежелание общественности приобщаться к богатой духовной культуре многонациональной Российской Федерации позволяет отдельным религиозным новообразованиям спекулировать духовными ценностями. В этой связи требуется не только разработка эффективного механизма противодействия подобным негативным явлениям, но и комплексная работа по религиозно-нравственному просвещению, особенно подрастающего поколения.

Дискуссия о преподавании основ религии в школе сохраняет актуальность, выдвигаются все новые инициативы. Особо следует подчеркнуть, что Татарстан свой выбор в этом вопросе уже сделал. В республике продолжается работа по преподаванию факультативного курса «История религий» для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: