Взаимосвязь ваххабизма с терроризмом и экстремизмом

1. В России запрещены 15 международных террористических организаций. Их взаимосвязь с ваххабизмом в решениях Верховного суда РФ отражено следующим образом:

1) Из 15 только три указаны как имеющие прямое отношение к ваххабизму (или салафизму):

«Лашкар-И-Тайба» – пакистанская военизированная экстремистская исламская группировка ваххабитского толка;

«Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами») – под прикрытием благотворительных программ продвигает в жизнь главную цель «Движения салафитов», совпадающую с целью «Братьев-мусульман» – устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского Халифата», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ;

«Дом двух святых» («Аль-Харамейн») – международная исламская благотворительная неправительственная организация со штаб-квартирой в Саудовской Аравии, в 1997 г. оказывала активную финансовую поддержку дагестанским религиозно-экстремистским группировкам ваххабитского толка, ставившим перед собой задачу свержения существующего в республике конституционного строя и создания на территории Дагестана «Исламского государства».

2) В Решении Верховного Суда РФ от 8.02.2010 № ГКПИ 09-1715 признании международной организации «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») террористической и запрете ее деятельности на территории РФ не указано, что основой деятельности Кавказского Эмирата является именно – «ваххабизм», а более обтекаемое – «создание исламского (шариатского) государства».

2. Как показало изучение автором 100 приговоров судов Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия-Алания в отношении лиц, осужденных за террористическую деятельность:

В 95 приговорах вообще не была указана и не устанавливалась взаимосвязь террористической деятельности осужденных с каким-либо религиозным течением (в т.ч. – ваххабизмом). 2. В 1 приговоре было указано, на то, что осужденный придерживался экстремистского течения «ваххабизм». 3. В 3 приговорах отмечено, что целью террористической деятельности была «организация самостоятельного исламского государства на принципах шариата», в 1 приговоре – «насильственное утверждение исламского порядка экстремистского толка». 4. О том, что осужденные проходили обучение в религиозных учреждениях зарубежом, – указано в 3 приговорах.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уровне судебных решений обусловленность терроризма ваххабизмом устанавливается явно недостаточно (в основном, такая информация содержится в материалах оперативных и уголовных дел). Сложившаяся ситуация обуславливает то, что неустановление юридическим официальным путем (судебным) криминальной сущности отдельных течений в ваххабизме и салафизме не дает возможности активно им противодействовать на идеологическом уровне (контрпропаганда и др.).

3. Лица, осужденные за террористическую деятельность, в подавляющем большинстве – граждане России. Иностранные граждане и лица без гражданства – редкость. Факты привлечения к ответственности т.н. «иностранных эмиссаров» за распространение религиозной экстремистской и террористической идеологии автором по судебным приговорам не были установлены. Неустановление же в официальном юридическом порядке распространения идеологии криминальных ваххабизма и салафизма из-за рубежа не дает возможности воздействовать на государства, граждане которых служат «источниками» криминального ваххабизма, осуществлять взаимодействие по этому поводу. Международное сотрудничество в сфере противодействия криминальному ваххабизму, а таким образом и терроризму, и экстремизму фактически на современном этапе является недостаточно реализованным.

4. Как показали исследования:

– имеют место случаи т.н. называемого «мирного» ваххабизма и салафизма. Опрошенные девушки-сотрудницы правоохранительных органов рассказали, что они общаются с девушками, исповедующими чистый ислам, и те «нормальные, только по-особому одеваются». Это свидетельствует: о наличии течений в ваххабизме (салафизме), о взаимосвязях представителей традиционного и нетрадиционного ислама, о сложности процессов, протекающих в мусульманском сообществе и о нейтралитете населения по отношению к представителям «нетрадиционного» ислама.

– фиксируются случаи, когда лица, исповедующие ваххабизм, как открыто признают свою принадлежность к этому течению, так и скрывают ее. Это говорит о том, что проводимая государственная политика, с одной стороны, ограничивает «неблагонадежную» часть населения, но с другой стороны – тайные общества исторически непредсказуемы, и во что выльется их деятельность неизвестно. Тем более, по ряду данных известно, что нетрадиционный ислам проникает и в среду госслужащих.

– данные правоохранительных органов не позволяют сделать оценку реальной ситуации в сфере криминального ваххабизма (по числу последователей, их ресурсным возможностям и т.д.)

– проблема распространения ваххабизма и салафизма продуцируется, как уже отмечалось экономическими, политическими и другими проблемами, среди которых особо следует выделить национальные и этнические проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: