Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице.
Возраст | Баллы |
3,6 – 4,0 | 4 – 13 |
4,1 – 5,0 | 8 – 17 |
5,1 – 6,0 | 14 – 22 |
6,1 – 7,0 | 18 - 25 |
7,1 – 8,0 | 20 – 26 |
8,1 – 9,0 | 22 – 27 |
9,1 – 10,0 | 23 – 28 |
10,1 – 11,0 | 24 – 30 |
11,1 – 13,0 | 25 – 30 |
старше 13,1 | 26 - 30 |
Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.
Умственная отсталость | Нарушение обучаемости (ЗПР) |
Основной признак | |
Общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможным овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. | Локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций. Ребенок способен овладеть программой массовой школы, но нуждается в специально организованной коррекционной работе. |
Определение нарушения умственного развития с помощью рисунка человека
Основные формы нарушения интеллекта | Олигофрения | Дебильность (легкая степень) | Предметный рисунок появляется к концу дошколь-ного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне схемы. |
Имбецильность (средняя степень) | Предметный рисунок может отсутствовать, либо он появляется в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне (в виде примитив-ной схемы, соответствующей 4-х летнему возрасту) | ||
Идиотия (тяжелая степень недоразвития) | Предметного рисунка как правило не бывает | ||
Деменция | Глобальная (тотальное (полное) слабоумие) | ||
Очаговая деменция |
Определение нарушения обучаемости (ЗПР) с помощью рисунка человека
|
|
Нарушение обучаемости (ЗПР) органическое поражение мозга | - грубая асимметрия рисунка; |
- сильное смещение его вправо или влево от центра листа; | |
- неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе (часть головы, руки, ноги не поместилась на рисунке); | |
- отклонение рисунка от вертикали; | |
- особо сильное искажение формы и пропорции (преувеличение или преуменьшение размеров головы, туловища, конечностей); | |
- промахи, при которых линии не попадают в нужную точку (шея «протыкает» голову, ноги залезают на туловище); | |
- двигательные персеверации (множественные линии при изображении глаз и ступней); | |
- распад целостного образа (контур тела не замкнут). |
Протокол исследования
По проективной методике «Рисунок семьи»
Ребенок________________________________Группа_________________________
Дата___________Время выполнения___________Психолог____________________