Едва возникнув, воспоминания устаревают. Вся ин-
формация, составляющая содержание памяти,—мысли
и эмоции, чувственные ощущения и побуждения к дей-
ствию —изменяется каждый миг. Ты можешь сказать, что
некоторые вещи не подвержены изменениям, но это не-
верно. Изменяется всё и всегда. Из того, что мы не ощутили
перемену, еще не следует, что она не состоялась. Есть пого-
ворка: невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Даже
если, едва выйдя из реки, ты снова ступил в нее, все равно та
вода, которая омывала твои ноги в первый раз, уже утекла
вниз по течению. То же самое касается памяти. Через долю
секунды после того, как воспоминание отпечаталось в па-
мяти, все обстоятельства, эмоции и люди, связанные с этим
воспоминанием, уже изменены. Невозможно войти в одно
и то же событие дважды.
Автомыслие —это восприятие воспоминаний как на-
стоящего. Оно подразумевает, что все вещи, определяющие
мое я, в полной мере соответствуют текущему моменту. Но
очевидно, что это иллюзия. Если содержание памяти всегда
|
|
устаревшее и ты черпаешь ощущение своего я из памяти,
тогда и ты —устарел. Так оно и есть. Маленький ты —не
поток. Ты не можешь быть потоком, если доверил своем
памяти контроль над жизнью.
Это ловушка, в которую мы заманиваем себя сами. Па-
мять под управлением эго сводит нас с ума. Так что же мы
можем сделать? Возможно, нужно положить память на ку-
шетку и задавать ей вопросы о детстве? Ни в коем случае:
психоанализ в такой ситуации —пустая трата времени. Если
ум сломан, мы не можем починить его при помощи ума. Это
было бы полным безумием. Между тем именно такой под-
ход мы применяем ко всем нашим проблемам —не только
к душевным. Если отождествленный с памятью ум создал
проблемы, тогда вначале нужно чинить ум и только потом
решать проблемы, а не наоборот.
Если проблема в автомыслии, тогда решение —во вну
тримыслии. Внутримыслие не принимает содержание па-
мяти за настоящее. Сосредоточивая внимание на текущем
моменте, мы ориентируемся не на память. Мы —не уста-
ревшие. Мы современные. А будучи современными, мы
осознаем, что память нужна нам в качестве советника, а не
в качестве непререкаемого авторитета. Память просто дает
нам рекомендации, которые мы сопоставляем с текущими
обстоятельствами. Если рекомендации памяти нам подходят,
мы их используем. Если не подходят, мы их модифицируем.
Как-то я познакомился с одной женщиной из Колумбии,
парикмахером. На момент знакомства она жила в США
всего несколько месяцев и почти не говорила по-английски.
Она курила сигарету за сигаретой и пила ужасно много
|
|
крепкого колумбийского кофе. Вкалывала с утра до вечера.
Ела мало и плохо. От такой жизни у нее была куча про-
блем со здоровьем. Когда я приходил к ней постричься, мы
обменивались кивками и улыбками, и я демонстрировал
свои познания в испанском языке, говоря ей ≪привет≫ и
≪большое спасибо≫. Однажды я захотел поинтересоваться,
как она поживает. Кажется, вместо этого у меня получилось:
≪Как поживает ваша кровать?≫* По окаменевшему лицу
женщины я понял, что мне лучше ограничиться жестами,
кивками и улыбками.
Женщина была симпатичная, и мне почему-то захотелось
узнать о ней побольше. Помню, как мое эго нашептывало,
что более близкое знакомство нежелательно, поскольку
(тут эго обратилось к памяти для подкрепления своих до-
водов) незачем водить компанию с курильщиками, а также
с людьми, которые изнуряют себя работой и неправильно
пи гаются. Она не говорит по-английски, а я —по-испански.
Более того, мы принадлежим к разным культурам и соци-
альным слоям. Даже если бы мы понимали язык друг друга,
о чем нам говорить? ≪В конце концов, —настаивало эго, —ar тебe нужно ≪глубокое≫ общение, удовлетворяющее твои
интеллектуальные запросы. И вообще, знаешь, чем заняты
большинство колумбийцев? Наркоторговлей!≫
Вот ведь болван! Я был в шоке от собственных мыслей.
Просто не верилось, что они принадлежат мне. Вернее, они
принадлежали моему эго, которое манипулировало вос-
поминаниями о том, что такое я. Я просто созерцал все эти
ментальные манипуляции, поставляемые эго. Я не попался в
* Возможно, он сказал ≪Cama estas?≫ вместо ≪Соmо estas?≫.
ловушку и не стал отождествлять себя со своими прошлыми
взглядами на вещи. И я не мешал эго плести свою паутину,
прядя нити из моей памяти. Просто наблюдал за процессом,
не вмешиваясь.