Когда ты смотришь на камень или на человека, образ
этого объекта переносится в ум посредством чувственных
органов. После того как образ поступит в ум, он направля-
ется в намять. Там он стимулирует ту часть памяти, которая
как-то с ним ассоциируется.
Если, переходя через улицу, ты слышишь гудок клаксона,
этот звук возбуждает те области памяти, которые связаны с
гудками, автомобилями и т. д. Затем память побуждает тебя
к реакции, которая соответствует данному образу. Вполне
вероятно, что ты метнешься в сторону тротуара, погрозишь
кулаком водителю и выкрикнешь ему вслед пару ласковых,
после чего пойдешь домой и поменяешь подштанники.
В промежутке между моментами, когда образ стиму-
лирует память и когда ты выполняешь соответствующее
действие, память порождает желание. Правда, в приведен-
ном выше примере твой бросок в сторону тротуара пред-
ставляет собой всего лишь рефлекс, для такого действия
желание не требуется. Здесь желание появилось несколько
позже —когда тебе захотелось придушить водителя.
|
|
Рассмотрим другой пример. Если ты видишь на столе
коробку с конфетами и чувствуешь запах шоколада, веро-
ятно, у тебя возникнет желание съесть конфетку. Когда ты
видишь шоколад и ощущаешь его запах, зрительный и обо-
ятельный образы направляются от глаз и носа в память.
Затем твоя память создает желание, побуждающее тебя к
действию.
Органы чувств -> Образ -≫ Память -> Желание -> Действие
Действие, проистекающее из желания, создает новые
образы, которые при поступлении в память порождают
новые желания и действия и так далее. Как видишь, это ав-
томатический процесс. Когда этот процесс не подвергается
наблюдению со стороны, он порождает много проблем для
владельца ума. В последнем примере вполне возможно, что
ты слопаешь полкоробки конфет, прежде чем в тебе про-
будиться желание остановиться. Выполнение действий с
ориентацией исключительно на память —безумие. Осознa-
ние всего этого процесса—противоположность безумию.
Уверен, именно это имел в виду Сократ, когда говорил: ≪Если
ты не изучаешь жизнь, тогда и жить незачем≫.
Как творить: безмолвное слово