Город как урбогеосоциосистема

Город занимает определенную часть земной поверхности, имеет в составе популяцию человека с высоким показателем плотности, производственный комплекс, инфраструктуру и специфическую природную, искусственную и социально-культурную среду обитания и, таким образом, представляет собой урбогеосоциосистему, или, сокращенно, урбосистему (Голубец, 1994).

Город формируется на основе природной экосистемы, которая изменяется и функционирует под влиянием техногенных и социальных факторов. К техногенным факторам относятся архитектурно-планировочное решение городов, промышленное производство, транспортные потоки и другие виды хозяйственной деятельности. К социальным — управление функционированием городского комплекса через органы власти и средства массовой информации, демографические процессы и т.д..

Таким образом, город представляется как комплексная система, в состав которой входит урбоэкосистема (рис. 1), т.е. видоизмененная под воздействием человека природная экосистема городской территории; социальная подсистема, т.е. функционально дифференцированная совокупность людей, или социосфера города; промышленный комплекс, или техносфера города.

Рис. 1 Город как урбогеосоциосистема

Города являются открытыми системами, элементы которых связаны между собой и со своей внешней средой потоками энергии, вещества и информации.

Социальный блок в такой системе выполняет системообразующую и управляющую функции.

Состояние и устойчивость урбоэкосистемы, включая ее способность к самоочищению, зависит от размеров городской территории и ее особенностей (характер ландшафта и городской застройки, наличие открытых пространств, водоемов, зеленых насаждений), климатических условий, количества поступающих загрязнений. В этой зависимости заложены определенные возможности управления состоянием урбоэкосистемы путем уменьшения поступления загрязняющих примесей и соответствующей организацией городского пространства, например, улучшением условий проветривания городской территории за счет рациональных архитектурно-планировочных решений, перенесением транспортных потоков в объезд города, увеличением площади зеленых насаждений и водной поверхности и т.д..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: