Ситуационный анализ системы водитель—автомобиль-дорога—среда и оценка его результатов в процессе доказывания

С «физической» точки зрения функционирование системы водитель—автомобиль—дорога—среда (ВАДС) представляет собой процесс непрерывного изменения различных ДТС, характеризующихся конкретными пространственными и временными параметрами. С юридической же точки зрения, т. е. с позиций доказывания, тот же процесс функционирования системы ВАДС представляется как последовательная смена обстоятельств, подлежащих выяснению, причем эти обстоятельства соответствуют не всем сторонам указанных выше ситуаций, а только тем, которые образуют единую цепь причин и следствий, необходимых для решения всех тех вопросов, которые определяются предметом доказывания по делу. Теория дорожно-транспортной судебной ситуалогии, являющаяся научной базой как экспертизы, так и методик расследования ДТП, по существу предопределяет и последовательность обстоятельств, подлежащих доказыванию по соответствующей категории дел.

Рассмотрим физическую сторону функционирования системы ВАДС. Параметры ДТС формируются как результат действия всех элементов системы, во взаимосвязи образующих то, что можно назвать средой дорожного движения. Сигналы о состоянии и изменении ДТС воспринимает водитель, дифференцируя их на связанные с дорогой, ТС, другими участниками движения. Поэтому для доказывания, в первую очередь, существенны обстоятельства, характеризующие: что, в какой форме и в какие моменты времени воспринимал водитель. Обработка сигналов о состоянии и изменении ДТС осуществляется водителем одновременно осознанно, через формирование понятий и выработку стимулов для принятия решений, и подсознательно на уровне профессиональных и иных реакций как реализации навыковой деятельности (выравнивание направления движения с помощью рулевого управления, изменение скорости движения, управляя подачей топлива, и т. д.). Поэтому для доказывания существенно и то, в каких режимах и что именно водитель в данной ДТС делает осознанно, а что рефлекторно.

Реакция водителя на изменение ДТС служит побудительным мотивом к осознанным действиям и одновременно к действиям рефлекторным, в результате чего меняется режим управления ТС. А поскольку последнее находится в постоянной физической динамической связи с дорогой, то меняются и параметры этой связи, прежде всего в части сил взаимодействия (сцепление и т. п.). Теперь уже само движение ТС изменяет ДТС, а значит, в процессе доказывания появляется совокупность подлежащих установлению обстоятельств, характеризующих причинно-следственные связи между воздействиями водителя на ТС и изменением ДТС.

Как и всякая иная организованная система, комплекс ВАДС постоянно находится в режиме воздействия на него разрушающих факторов: неровности дороги «отклоняют» ТС от первоначального направления движения, неопределенности и неорганизованности в действиях других участников движения заставляют водителя реагировать на это; наконец, и сам водитель вследствие своих психофизиологических качеств, по недостатку профессиональных навыков или другим причинам нарушает оптимальный ритм движения, объективно существующий для данных условий и для данных действующих ПДД. Компенсация действия разрушающих факторов составляет объективно необходимое условие существования системы ВАДС. Несвоевременная или неумело выполненная компенсация, равно как умышленный или неосторожный отказ от нее, вместе с ее физической невозможностью и рассматривается в качестве причинно-действующего в данном ДТП фактора. С юридических же позиций, с позиций доказывания это означает, что любое ДТП является результатом комплексного действия как объективно существующих, так и субъективно провоцируемых факторов разрушения системы ВАДС. В процессе расследования, включая назначение экспертизы следователем и производство — экспертом, требуется установление этих факторов и определение их значимости (вклада, веса) для изменения функционирования системы ВАДС до определенного уровня.

Не менее существенно и то, что разрушение системы ВАДС происходит по специфичным внутренним для нее законам. Достаточно бывает в определенных ДТС появления самых незначительных нарушающих режим воздействий, например резкого сброса подачи топлива на локальном участке дороги с низким коэффициентом сцепления, чтобы система ВАДС была приведена в аварийное состояние и возник занос с последующим ДТП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: