Что такое речь?
Речь, как любая другая психическая функция, развивается в процессе жизни человека.
Природа дает человеку инструмент для овладения различными умениями и навыками, заставляя оправдывать свое высокое предназначение через упорный труд. Едва появившись на свет, ребенок жадно впитывает информацию, поступающую из окружающего его мира…
Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг ребенка готов к восприятию и усвоению речевых сигналов, которые подают ему окружающие.
Для того чтобы усвоение и развитие речи шло поступательно, ребенок должен обладать полноценным физическим слухом и зрением, и, конечно же, достаточно развитым артикуляционным аппаратом.
При наличии вышеперечисленных факторов решающим является создание полноценной речевой среды, не только дающей ребенку образец для подражания, но и формирующей потребность пользоваться речью как основным способом общения.
В общении с окружающими человек прежде всего обращает внимание на содержание воспринимаемой им информации. Если по каким-либо причинам возникает затруднения восприятия, он начинает анализировать процесс подачи информации и пытается определить источник помехи. Зачастую трудности общения связаны не только с несовершенным произношением звуков, но и с неумением строить связное высказывание.
|
|
Когда идти к логопеду?
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. При этом звуки усваиваются не изолированно, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и фраз.
На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с искажённым, неточным звуковым составом. Однако с возрастом звуковой состав произносимых слов постепенно уточняется, совершенствуется, всё более приближаясь к имеющемуся в речи взрослых образцу. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 летнему возрасту.
Таблица примерного времени появления звуков в ходе нормального становления звукопроизношения:
Возраст, в котором появляются звуки | Звуки |
В 3 года должны быть правильными | губно-зубные (В, Вь, Ф, Фь), заднеязычные (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь), переднеязычные (Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь), губно-губные (П, Пь, М, Мь, Б, Бь), гласные (А, О, У, Э, И, Ы) |
К 4 годам | появляются свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц) |
К 5 годам | шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч) |
К 6 годам | соноры (Р, Рь, Л, Ль, Й) |
Поговорим о произношении
" Мой ребенок не выговаривает букву Р!"
Ваша тревога объяснима. Однако прежде чем мы начнем работу по формированию правильного речевого уклада того, что не "выговаривается", проведем подготовительную работу.
|
|
Начнем с уточнения понятий.
Нам известно, что речь формируется по подражанию. Стало быть, произнесенное слово должно быть услышано и усвоено, с тем, чтобы можно было пользоваться им в процессе общения.
Мы также хорошо знаем, что на слух человек воспринимает звуки, будь то раскаты грома, шум автомобиля или плавное течение речи.
Речь состоит из звуков, произносимых нами с помощью речевого аппарата. А вот для того чтобы слово стало видимым, мы должны изобразить его звуковую структуру графически, т.е. буквами. Следовательно, ребенок может не произносить звук, но уж никак не букву!