Раздел 4. Психология педагога

Тема 10. Общие вопросы психологии педагога

Психология личности и деятельности педагога и её место в структуре педагогической психологии. Общая характеристика педагогической профессии. Педагогическая профессия как разновидность профессии типа «человек - человек». Специфические особенности педагогической деятельности: двуединство объекта деятельности (обучающийся, воспитывающийся и учебный предмет), совместность, рефлексивность, динамичность и др.). Возрастные особенности воспитуемых и обучаемых, их ведущая деятельность как важные детерминан гы, обуславливающие особенности труда представителей разных педагогических специ-альностей. Требования современного общества, государства к личности педагога. Педагогические способности. Соответствие человека педагогической деятельности.

Тема 11. Психология личности и деятельность педагога дошкольного учреждения.

Воспитатель

Воспитатель как субъект педагогической деятельности. Личностно-ориентированная модель воспитателя детского сада. Направленность личности воспитателя. Интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, чуткость, гуманность как профессионально необходимые качества воспитателя детского сада. Самостоятельность, инициативность, креативность как важное условие достижения педагогического мастерства воспитателя. Требования к воспитателю как к субъекту гностико-преобразующей деятельности. Гностические качества воспитателя. Психологическая наблюдательность, практичность ума, социальный интеллект в структуре субъекта воспитательно-образовательной деятельности в детском дошкольном учреждении. Характеристика качеств, способствующих успеху в общении (коммуникативность, эмпатия, педагогический оптимизм, тактичность, артистизм, эмоциональная устойчивость и др.). Профессионально значимые волевые качества воспитателя и др. Социально-психологическая готовность к совместной деятельности. Педагогические способности воспитателя.

Психология деятельности воспитателя. Характеристика структурных компонентов педагогической деятельности воспитателя детского сада. Основные функции воспитателя. Акцентирование внимания на функциях охраны и укрепления здоровья, воспитательной, развивающей, регулирование взаимоотношении вдетской группе, диагностико-коррекционной, гедонистической, сотрудничества с родителями, профессионального самосовершенствования как необходимое условие гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Формирование профессионально значимых мотивов деятельности воспитателя детского сада. Педагогические умения и навыки (гностические, проективные, конструктивные, коммуникативные, организаторские). Индивидуальный стиль деятельности и его проявление в работе воспитателя детского сада.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и пути его оптимизации. Педагогическая оценка воспитателя. Система взаимодействия «воспитатель - родители детей». Проблемы гуманизации и демократизации взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников детского сада. Дифференцированный подход в общении с родителями.

Тема 12. Психология педагогов дошкольного образования

разных специальностей

Психология личности и деятельности музыкального руководителя детского сада. Педагогические, музыкальные, организаторские способности в структуре способностей музыкального руководителя детского сада. Основные функции музыкального руководителя. Развитие личности дошкольника средствами музыки как основная цель музыкального руководителя детского дошкольного учреждения. Формирование основ музыкальной культуры, музыкальности, художественного вкуса детей как важные задачи музыкального руководителя. Характеристика мотивов и профессиональных умений музыкального руководителя. Особенности профессионального взаимодействия музыкального руководителя. Психологические основы НОТ музыкального руководителя детского сада.

Педагог-организатор физического воспитания.Педагогические, физические, организаторские способности в структуре способностей педагога-организатора физического воспитания. Развитие личности ребенка средствами физической культуры как важная цель деятельности организатора физического воспитания. Формирование основ здорового образа жизни, развитие физических способностей ребенка как важные задачи педагога-организатора физического воспитания. Основные функции организатора физического воспитания в дошкольном учреждении. Усиление роли функций диагностико-коррекционной, воспитательной, сотрудничества с родителями в деятельности личностно-ориентированного педагога-организатора физического воспитания. Характеристика мотивов и профессиональных умений педагога-организатора физического воспитания.

Требования к заместителю заведующего дошкольного учреждения по основной деятельности. Качества, характеризующие заместителя заведующего дошкольного учреждения по основной деятельности как организатора (социальная активность, способность «заражать» своей энергией, ответственность, готовность к взаимодействию, практический ум, самообладание, критичность и самокритичность и др.). Структура деятельности заместителя заведующего по основной деятельности. Содержание его функциональных обязанностей (диагностико-аналитическая, проективно-конструктивная, стимулирующая, изыскательная, инновационная, регулирующая и др.). Переход от преимущественно контролирующей системы деятельности к координационно-регулирующей, направленной на создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении. Возрастание роли изыскательной и инновационной функций заместителя заведующего по основной деятельности. Психологические основы их реализации. Стимулирующая и проективно-конструктивная деятельность заместителя заведующего по основной деятельности. Пути оптимизации профессионального взаимодействия в коллективе (акцентирование внимания на позитивных качествах людей, их творческих проявлениях: предупреждение возможностей стереотипизации, эффекта ореола при восприятии сотрудников, детей; углубление знаний о партнерах во взаимодействии; выражение тактичности, доверительности, терпимости к инакомыслию, уважения к позиции собеседника и др.). Сотрудничество и сотворчество как доминирующие формы взаимодействия администрации дошкольного учреждения с членами педагогического коллектива, родителями. Оказание дифференцированной помощи воспитателям в их профессиональном росте.

Тема 13. Психология учителя

Требования к личности и деятельности учителя начальной школыв свете Реформы школы. Психология деятельности учителя начальных классов. Совершенствование взаимоотношений в системах «учитель - дети», «учитель - воспитатель группы продленного дня», «учитель - родители» как важное условие повышения эффективности труда педагогов начальной школы. Условия, обеспечивающие успех педагога в работе с шестилетними учениками. Требования к учителям, работающим с одаренными и талантливыми младшими школьниками. Психологические основы работы учителя начальной школы с детьми с задержкой психического развития.

Особенности педагогической деятельности учителя физкультурывшколе. Психологическая характеристика деятельности учителя иностранного языка. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, гуманизм и любовь к детям, интерес к преподаваемому предмету, стремление к профессиональному самосовершенствованию как значимые личностные качества учителя иностранного языка. Развитое чувство языка, сформированность коммуникативных, лингво-методических и профессионально-методических умений как важное условие профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

Особенности труда преподавателей психолого-педагогических дисциплинв педагогических гимназиях, колледжах. Актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя психологии и этики семейной жизни в средней школе. Психологические основы совершенствования профессионализма учителей. Овладение психологической культурой как важное условие гуманизации, совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: