(Выходит из левой кулисы Екатерина Великая в парике в сопровождении Фаворита)
Екатерина: | Надобно нам, граф, в Россию пригласить Джузеппе Сарти. Говорят, он в Европе вельми известен. Пусть и у нас потрудится, наших сочинителей научит. У меня, кстати, и либретто для новой оперы, как ты знаешь, уже готово. Про путешествие князя Олега в славный град Константинополь. И торжественные оды Михайло Ломоносова там предусмотрены. |
Фаворит: | Матушка, уже всё сделано. И Сарти уже в Петербург приехал, и музыку к опере на твое либретто написал, и артисты свои роли уже выучили. Не изволишь ли ознакомиться? |
Екатерина: | Изволю! Только дела государевы не позволяют мне сейчас всю оперу выслушать. Вы уж мне покажите самое интересное, где олимпийские игры и вирши Михайлы Ломоносова. |
Фаворит: | Проходи, матушка в ложу (показывает). Не сумлевайся, сделаем, как просишь. Эй, человек, оперу показывай. (Екатерина и Фаворит уходят в правую кулису, и выходит Человек Театра (Альтшуллер), встает впереди перед виолончелисткой.) |
Человек Театра: | Опера Сартиева «Начальное управление Олега». Опера открывается в первом действии заложением Москвы. К Олегу, князю, приходят посланные от киевлян (Выходит Олег в косоворотке из правой кулисы и выходит из левой кулисы толпа разнообразно одетых, например, в сарафанах и рубахах, наспех накинутых на барочные костюмы, в крестьянских париках и в платочках с женскими косами). Малеева, Лельчук, Котова, Куличкова,– в сарафане с косами и платочками, Дудина, Пополова, Сабурова, Ильина – в сарафанах с кокошиком, Бурыкин, Кухолев, Швецов, Шталкин, Витриченко, Коган – в русских костюмах (рубахи, порты, одетые на барочные штанишки, крестьянские парики, ленточки, у мужчин все надето на барочный костюм без верхнего камзола) |
Олег: | Здравствуйте, присланные от киевлян. |
Толпа: | Здравствуй, княже. |
Олег: | Издалеко шли? |
Толпа: | Вестимо, да. |
Олег: | Ну, что ж, присланные, (подумал, почесал репу) ступайте с богом! |
Толпа: | (недоуменно и друг другу) Мудро молвил, княже! (поклон Олегу, толпа уходит в левую кулису, девушки-киевлянки, басы и Прекраса остаются в сарафанах на всего Сарти, Коган переодевается в Императора). |
Человек Театра: | На этом первое действие заканчивается (провожает взглядом уходящую толпу). Во втором действии… (Из правой кулисы выбегает Оскольд (Николаев), слева – Игорь (Шапиро, одеты в синие рубахи, волосы подпоясаны ленточкой, останавливаются в 4 метрах друг от друга, протягивают руки друг к другу) |
Оскольд: | (радостно, друг другу) Игорь! |
Игорь: | (радостно, друг другу) Оскольд!. |
Человек Театра: | Игорь и Оскольд сходятся в Киеве. (Игорь и Оскольд собираются броситься друг другу в объятия, но не успевают). Сюда и Прекраса пребывает. (Из левой кулисы выходит Прекраса (Пахомова), идет по линии ближе на метр, чем линия князей, не доходит 1 метр до ближайшего князя. Она одета в бордовый сарафан с душегреей, с шапочкой и платком, Оскольд и Игорь поворачиваются и идут к ней, Прекраса кокетливо с ними переглядывается. Князья тоже улыбаются ей) |
Прекраса: | Здравствуйте, князья! (Прекраса продолжает кокетничать). |
Человек Театра: | Здесь от истории отступлено. Прекраса тогда не могла быть в Киеве. (Прекраса с негодованием идет к Человеку Театра, который разводит руками, Прекраса обиженно уходит в левую кулису). Игорь мал бе. Оскольд давно убит уграми. (Оскольд недовольно идет к Человеку Театра). Так что они не могли встретиться (разводит руками). (Оскольд и Игорь обреченно идут друг мимо друга с протянутыми руками, как бы не видя друг друга, повторяя потусторонне дважды «Игорь, Оскольд», и уходят со сцены). Такова историческая правда (показывает на пустую сцену, разводит руками). Третье и четвертое действия совершенно подобны первым двум. Зато в пятом – от истории ни мало не отступлено. Ибо действительно в лето девятьсот седьмое князь урманский Олег в Константинополе был и свой щит на вратах города оставил. (Выходит Олег в кольчуге. Оруженосец (Шталкин) выносит и дает Олегу шлем). |
Олег: | Я был в восточных и западных землях. Часть жизни провождал на море и войнах по обычаю предков моих. (Оруженосец помогает Олегу надеть шлем). Был в Свен, Дании, Скотландии, везде, где родственники мои, урманские князья побывали. Не доставало мне только быть в сем граде Константинополе, где днесь обретаюсь. |
Свет: яркий свет на всей сцене – 100% - яркий солнечный день.
2. (Хор №1) «Коликой славой днесь блистает» - Tempo di Marcia (вступление и 3-ья часть)
12 т. (Оркестровое вступление.) 22 т. Коликой славой днесь блистает. Сей град в прибытии твоем! Коликой славой днесь блистает. Сей град в прибытии твоем! Коликой славой днесь блистает. Сей град в прибытии твоем! Сей град в прибытии твоем! В прибытии твоем! В прибытии твоем! | На оркестровое вступление 3 охранника (Бобырь, Крючков, Поваренных) выносят три стула (белый, бордовый, белый) и ставят в левой части сцены по диагонали, но ближе к середине и встают за стульями. Далее выходят альты и басы на правую часть сцены. На окончание оркестрового вступления выходит император Леон и его супруга, императрица Зоя в коронах и бордовых плащах, проходят перед свитой и садятся на крайние стулья. За ними сразу выходит свита (сопрано и тенора) в левую часть сцены. Все поют приветственный хор Олегу. Олег подходит к императору и императрице, здоровается. Его приглашают занять среднее кресло. Он садится. Перед ним Флора и Помона (А. Сильченко и Чудакова) танцуют танец с цветами, а в конце танца дарят букет Олегу, Олег их благодарит. |
Леон: | В столице сей отныне и при столь замечательном госте, чтобы ничего более не производилось, как только радостные изъявления, беспрестанные игрыпения, пляски, веселости и торжественные пирования. |
Олег: | Слыхал я, что поныне сохраняется здесь древний обычай представлять позорища перед народом. |
Зоя: | Сии позорища бывают на ипподроме, тамо они для зрения изготовлены и ныне. (Мастигофор (Кирсанов) – выходит чуть вперед). |
Мастигофор: | Прикажешь ли, государь, чинить объявление. |
Леон: | Чини. |
Мастигофор: | Чиню. В девять сот седьмом, декабря 21-ого дня в присутствии державнейшего Восточного Императора Леона премудрого (все аплодируют, Леон привстает и кланяется), его супруги Императрицы Зои (все аплодируют, Зоя привстает и кланяется) и князя урманского Олега (все аплодируют, Олег привстает и кланяется) на ипподроме будут отправляться древния Греческия игры, как то: рыстание, скакание, ручной бег без орудия и иные гимнастические и феатральные представления. |
3. (Хор №2) «Царей и царств земных отрада» (Олимпийские игры – вступление и 7 частей)
Орк. вступление - 3 т. 1. - 10 т. Царей и Царств земных отрада Возлюбленная тишина. Царей и Царств земных отрада Возлюбленная тишина. 2. - 10 т. Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Полезна и красна! 3. - 11 т. Вокруг тебя цветы пестреют И классы на полях желтеют И классы на полях желтеют, желтеют, желтеют. 4. - 14 т. Сокровищ полны, Сокровищ полны корабли Дерзают (5 р.) в море за тобою; Дерзают в море (2 р.) за тобою; 5. - 10 т. Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земле. Ты сыплешь по земле щедрою рукою, Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земле. 6. - 9 т. Отрада, отрада, коль ты полезна, коль ты красна. 7. - 14 т. Возлюбленная тишина. Коль ты полезна, коль ты красна. | На вступлении выход двух дам с гирляндами, они подходят и кланяются царственной тройке на тронах. 1 – Танец 2 дам с гирляндами, они образуют из гирлянд арочку, в которую входит Гречанка. 2. – Танец гречанки 3. – Флора и Помона красиво выводят Олимпийца, представляют его царственной тройке, потом всем зрителям, обходя всю сцену. 4. Начинается более драматическая музыка и сами соревнования. Метание. Также участвует 2-ой олимпиец. Все певцы болею за участников. За 2-ого Олимпийца болеют 2 дамы с гирляндами. 5. – Музыка еще более драматическая. Бег на месте. 2-ой олимпиец также участвует. 6. – Музыка лирическая – победитель понятен, но соревнования (троеборье) продолжаются. Борьба. 2 Олимпийца долго дерутся друг с другом. Флора и Помона радостно обнимают Олимпийца, награждают его венком. 2 дамы с гирляндами утешают 2-ого Олимпийца. 7. – Начальная лирическая музыка. Олимпиец как статуя стоит в центре (как бы на пьедестале). Флора и Помона танцуют вокруг него и перед ним. Заключительная финальная картинка. |
(Все аплодируют Олимпийцу, Олимпиец отходит к свите, Олег встает)
Олег: | К несчастью должен покинуть град сей. При отшествии моем я Щит Игорев на память оставляю здесь: пусть дальнейшие потомки узрят сей щит. |
Леон: | Во всякое время нарекут тебя мудрым и храбрым. |
4. (Хор №3) «Необходимая судьба» (91 т.) – Allegro (вступление и 3-ья часть хора)
(Оркестровое вступление 12 т) 15 т. Необходимая судьба Во всех народах положила (2 р.) Дабы победная труба Унылых к бодрости (2 р.) будила. 3-ья часть хора (17 т.) 4 т. (Оркестровый проигрыш.) 9 т. Унылых к бодрости (2 р.) будила, будила. 4 т. (Оркестровое окончание) | Оруженосец Олега выносит из кулис Щит Игорев, вручает его Олегу, Олегу этот щит поднимает, а потом отдает Олимпийцу, Олимпиец со щитом обходит всю свиту на сцене и опять подходит к Олегу. Вдвоем они держат этот щит. На оркестровом проигрыш все разворачиваются к зрителям, выстратвают линейную мизансцену на всю ширину сцены. Поют с пожеланием бодрости всем сидящим в зале. Император и иператрица в центре сцены. В оркестровом окончании все поднимают руки в сторону центрального высоко поднятого Игорева щита. |
Свет: выключается по всей сцене на 3 сек и тут же включается
Финальная мизансцена, звучит гонг, аплодисменты, поклоны, все разбегаются в разные стороны. Два стража (Крючков и Поваренных) уносят 2 белых стула, бордовый стул остается на сцене для следующего номера.