Вопрос: сущность и задачи транспортной логистики

Тема 9. Управление транспортировкой

Сущность и задачи транспортной логистики

Выбор вида транспортного средства

Составление маршрутов движения транспорта

Транспортные тарифы и правила их применения

Современные логистические технологии доставки грузов потребителям

ВОПРОС: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ


Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 49).

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с приме­нением различных транспортных средств. Затраты на выпополнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магист­ральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сооб­щения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем су­ществует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность меж­ду участниками транспортного процесса может рассматри­ваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока. К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласован­ность действий непосредственных участников транспор­тного процесса. Актуальность в решении таких задач воз­никает в случае, когда объемы транспортной работы выде­ляются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а так же в ряде случаев транспорта необщего пользования1).

1 Надлежащий учет транспортной деятельности в Российской Федерации в настоящее время отсутствует. Государственная статистика в качестве транс­портных учитывает только те работы, которые выполняются транспортом общего пользования. Деятельность транспорта, принадлежащего нетранс­портным организациям, относится к прочей и во внимание как транспорт­ная не принимается. Однако анализ показывает, что здесь выполняется до 50% всех транспортных работ. Суммарная протяженность принадлежащих предприятиям подъездных железнодорожных путей превышает протяжен­ность железных дорог общего пользования. К транспорту необщего пользо­вания относится и более половины судов Речного флота РФ.

2 Смешанной считается перевозка, осуществляемая последовательно несколь­кими видами транспорта. Причиной их широкого распространения является то, что в большинстве случает только автомобильный транспорт способен забирать и доставлять груз непосредственно "от двери к двери".

Специфику логистического подхода к организации транс­портных процессов поясним на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в случае смешанной перевозки (рис. 50).


Как следует из рис. 50, единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласован­ность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.

Принципиально иной является организация смешанной перевозки, изображенная на рис. 51. Наличие единого оператора сквозного перевозного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

Сравнительная характеристика традиционного и логи­стического подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 13.


Применение логистики в транспорте, так же, как к в производстве или торговле, превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, техно­логия, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение тех­нической и технологической сопряженности участников транс­портного процесса, согласование их экономических интере­сов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплек­се означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми па­кетами.

Технологическая сопряженность подразумевает приме­нение единой технологии транспортировки, прямые пере­грузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методо­логия исследования конъюнктуры рынка и построения та­рифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

♦ создание транспортных систем, в том числе созда­ние транспортных коридоров1 и транспортных цепей2;

♦ обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

♦ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

♦ выбор вида транспортного средства;

♦ выбор типа транспортного средства;

♦ определение рациональных маршрутов доставки и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: