Таможенное оформление судна при отходе производится после завершения всех погрузочно-разгрузочных работ, подготовки судна к рейсу, посадки пассажиров и выполнения формальностей с портовыми властями.
Капитан судна уведомляет в письменном виде таможенный орган порта отхода судна о намерении пересечь таможенную границу РФ не менее чем за 3 часа до предполагаемого отхода судна из порта.
Таможенный орган регистрирует уведомление в Журнале уведомлений и хранит в своих делах. Уведомление должно содержать следующие сведения:
- название судна;
- национальная принадлежность судна;
- наименование судовладельца;
- число пассажиров на судне;
- число членов экипажа;
- наименование и общее количество товаров;
- отправители товаров;
- порты и страны назначения;
- расчетное время отхода судна из порта;
- дата и время подачи уведомления;
- печать и подпись лица, подавшего уведомление.
Капитан судна (лицо, им уполномоченное) для проведения таможенного оформления и таможенного контроля судна при отходе представляет сотруднику таможенного органа, входящему в состав комиссии, следующие документы в двух экземплярах:
- общую декларацию;
- декларацию о грузе;
- декларацию о судовых припасах;
- судовую роль;
- список пассажиров;
- накладные CN 37;
- справку о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе;
- список оружия и боеприпасов.
- список оружия и боеприпасов;
- судовые манифесты - на все грузы (товары).
Таможенное оформление судна считается начатым с момента представления сотруднику таможенного органа указанных документов.
Сведения о припасах, погруженных на судно на таможенной территории Российской Федерации, подлежат включению в Декларацию о судовых припасах.
Представления отдельной Декларации о судовых припасах на припасы, уже указанные при приходе судна, не требуется.
Грузы (товары), погруженные на судно на таможенной территории Российской Федерации, подлежат включению в Декларацию о грузе.
При отходе судна может быть представлен экземпляр Судовой роли, оформленный при приходе судна, если он вновь подписан капитаном судна (лицом, им уполномоченным) и в нем указано, что изменений не произошло.
Во время проведения таможенного контроля судна сотрудники таможенного органа:
- проверяют достоверность заявленных таможенному органу сведений, содержащихся в представленных им документах, и осуществляют таможенный контроль в отношении судна и товаров в соответствии с таможенным законодательством РФ;
- проверяют средства таможенной идентификации (пломбы и печати и т.д.), наложенные при приходе судна, и при необходимости снимают их;
- проверяют наличие на судне судового снаряжения, судовых припасов и судовых запасных частей, заявленных при приходе судна и использованных во время стоянки в порту, и их соответствие записям в Декларации о судовых припасах и журналах материального учета и др. документах;
- сверяют фактическое количество погруженных судовых запасных частей, судовых припасов и судового снаряжения заявленному в судовых и таможенных документах (Декларации о судовых припасах, журналы материального учета и других документах).
По окончании проверки предоставленных документов сотрудник, проводивший таможенное оформление:
в общей декларации проставляет таможенный штамп с указанием время начала и окончания таможенного оформления, заверяет его подписью и личной номерной печатью;
в декларации о судовых припасах делает следующие отметки: "На отход проверено, сходно", проставляет дату отхода судна, подписывает и заверяет запись оттиском личной номерной печати;
в декларации о грузе, в судовых манифестах на грузы, в накладных CN37, проставляет штамп «Выпуск разрешен», заверяет его подписью и личной номерной печатью;
указывает в Судовой роли и в списке пассажиров номер судового дела и заверяет оттиском личной номерной печати;
указывает на списке лекарственных средств, справке о наличии валюты и валютных ценностей, а также в списке оружия соответствие заявленных сведений фактическим, подписывает и заверяет запись оттиском личной номерной печати.
По возвращении с судна уполномоченный сотрудник таможенного органа заполняет Журнал учета судов загранплавания и формирует судовое дело в части, касающейся отхода судна.