Групповые задания
1.Рассчитать густоту железнодорожной сети и автомобильных дорог Беларуси по данным 1990, 2000 и 2009гг. (табл.1.), расчеты представить в виде таблицы, провести сравнение.
2. Определить долю электрифицированных железных дорог, автомобильных дорог с твердым покрытием, проанализировать динамику показателей, результаты расчетов представить графически.
3. По данным табл. 4 провести сравнительный анализ обеспеченности транспортными путями регионов Беларуси на основе расчета коэффициента Энгеля:
3.1 Рассчитать для каждой области значение коэффициента Энгеля для автомобильных дорог, провести сравнительный анализ обеспеченности регионов, проанализировать динамику показателей. Результаты расчетов представить в виде таблицы.
3.2 Рассчитать для каждой области значение коэффициента Энгеля для железных дорог, провести сравнительный анализ обеспеченности регионов, проанализировать динамику показателей. Результаты расчетов представить в виде таблицы.
4. На основе данных о средней дальности перевозок и объемах перевезенных грузов рассчитать показатели грузооборота автомобильного и железнодорожного транспорта за период 1985-2009 гг. (табл. 1), построить графики, отражающие динамику показателей, сделать выводы.
5. Рассчитать структуру
5.1 - грузооборота Республики Беларусь по видам транспорта в 1990, 2000 и 2009 гг (табл. 2), построить круговые диаграммы.
5.2 -пассажирооборота Республики Беларусь по видам транспорта в 1990, 2000 и 2009 гг. (табл. 3), построить круговые диаграммы.
Проанализировать результаты и выявить факторы, влияющие на динамику и структурные особенности работы транспортной системы Республики Беларусь.
Таблица 1
Основные показатели функционирования транспортной системы РБ [11]
Год | ||||||
Железнодорожные пути, км В том числе: Электрифицированные, км. | ||||||
Автомобильные дороги, тыс.км В том числе: С твердым покрытием | 40,5 38,4 | 48,9 46,3 | 51,6 50,8 | 74,4 66,2 | 83,0 72,2 | 86,3 74,5 |
Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн.т | 1036,0 | 1251,8 | 424,6 | 316,4 | 418,3 | 486,8 |
В том числе: Автомобильным | 786,9 | 987,6 | 350,0 | 226,7 | 290,2 | 134,9 |
Железнодорожным | 235,8 | 245,8 | 73,4 | 88,0 | 125,1 | 141,0 |
Средн. дальность перевозок 1 т груза, км, в том числе: Автомобильным Железнодорожным | 22,5 645,9 | 22,6 620,8 | 27,3 541,6 | 42,9 357,1 | 48,6 387,9 | 53,3 391,3 |
Таблица2
Грузооборот по видам транспорта общего пользования
(млн т/км)
Год | Все виды транспорта | В том числе | |||
железнодорожный | автомобильный1) | Внутренний водный | Воздушный | ||
1) По всем отраслям экономики
Примечание. Знак «-» – нет данных.
Таблица 3
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования
(млн. пасс.*км)
Виды транспорта | |||
Все виды транспорта В том числе: | |||
Железнодорожный | |||
Автобусный | |||
Внутренний водный | |||
Воздушный | |||
Троллейбусный | - | ||
Трамвайный | - | ||
Метрополитенный | - | ||
Таксомоторный |
Таблица 4
Протяженность транспортных путей Республики Беларусь
Регионы | Площадь, тыс. км² | Численность населения, тыс. чел. | Длина автодорог, тыс. км | Длина железнодорожных путей, км | |||
Республика Беларусь | 207,6 | 10177,3 | 9480,2 | 51,6 | 86,3 | ||
Брестская обл. | 32,8 | 1494,3 | 1398,7 | 6,7 | 10,7 | ||
Витебская обл. | 40,0 | 1415,8 | 1228,6 | 8,8 | 17,6 | ||
Гомельская обл. | 40,4 | 1566,3 | 1438,3 | 8,1 | 12,4 | ||
Гродненская обл. | 25,1 | 1204,1 | 1069,6 | 6,7 | 12,9 | ||
Минская обл. | 40,2 | 3258,6 | 3253,1 | 13,5 | 19,4 | ||
Могилевская обл. | 29,1 | 1238,2 | 1091,9 | 7,8 | 13,3 |