Решение.
1. Построим математическую модель транспортной задачи.
Пусть xij – объем перевозок из пункта отправления Аi в пункт назначения Вj.
Тогда математическую модель сформулированной транспортной задачи можно записать в виде:
- суммарные затраты на перевозку груза должны быть минимальными
f = 4 x 11 + 7 x 12 + 2 x 13 + 3 x 14 + 3 x 21 + 1 x 22 + 0 x 23 + 4 x 24 + 5 x 31 + 6 x 32 + 3 x 33 + 7 x 34 ® min;
- объем поставок из пункта отправления Аi должен равняться запасу имеющегося груза
x 11 + x 12 + x 13 + x 14 = 30;
x 21 + x 22 + x 23 + x 24 = 190;
x 31 + x 32 + x 33 + x 34 = 250;
- объем поставок в пункт назначения Вj должен быть равен потребности
x 11 + x 21 + x 31 = 70;
x 12 + x 22 + x 32 = 120;
x 13 + x 23 + x 33 = 150;
x 14 + x 24 + x 34 = 130;
- объемы поставок должны выражаться неотрицательными числами
xij ³ 0, i = 1,..., 3, j = 1,..., 4.
Следует также отметить, что данная задача является сбалансированной, поскольку объем спроса равен объему предложения:
70 + 120 + 150 + 130 = 470 = 30 + 190 + 250.
Примечание.
1. Если задача является несбалансированной (спрос не равен предложению), необходимо добавить фиктивного поставщика или потребителя с недостающим объемом груза. Так, если бы объемы производства продукции составляли бы 30, 190, 270 единиц при прежних объемах спроса, то математическая модель задачи приняла бы вид:
f = 4 x 11 + 7 x 12 + 2 x 13 + 3 x 14 + 0 x 15 + 3 x 21 + 1 x 22 + 0 x 23 + 4 x 24 + 0 x 25 + 5 x 31 + 6 x 32 + 3 x 33 + 7 x 34 + 0 x 35 ® min;
x 11 + x 12 + x 13 + x 14 + x 15 = 30;
x 21 + x 22 + x 23 + x 24 + x 25 = 190;
x 31 + x 32 + x 33 + x 34 + x 35 = 270;
x 11 + x 21 + x 31 = 70;
x 12 + x 22 + x 32 = 120;
x 13 + x 23 + x 33 = 150;
x 14 + x 24 + x 34 = 130;
x 15 + x 25 + x 35 = 20;
xij ³ 0, i = 1,..., 3, j = 1,..., 5.
Если бы спрос на продукцию составил бы значения 70, 120, 150, 160 единиц при прежних объемах производства, то математическая модель задачи приняла бы вид:
f = 4 x 11 + 7 x 12 + 2 x 13 + 3 x 14 + 3 x 21 + 1 x 22 + 0 x 23 + 4 x 24 + 5 x 31 + 6 x 32 + 3 x 33 + 7 x 34 + 0 x 41 + 0 x 42 + 0 x 43 + 0 x 44 ® min;
x 11 + x 12 + x 13 + x 14 = 30;
x 21 + x 22 + x 23 + x 24 = 190;
x 31 + x 32 + x 33 + x 34 = 250;
x 41 + x 42 + x 43 + x 44 = 30;
x 11 + x 21 + x 31 + x 41 = 70;
x 12 + x 22 + x 32 + x 42 = 120;
x 13 + x 23 + x 33 + x 43 = 150;
x 14 + x 24 + x 34 + x 44 = 160;
xij ³ 0, i = 1,..., 4, j = 1,..., 4.
2. Указанную в вариантах 1-20 себестоимость единицы продукции в i -м пункте ci перед построением математической модели следует добавить к соответствующим строкам матрицы стоимости перевозок, чтобы получить совокупные затраты на производство и транспортировку продукции. Если, например, себестоимость продукции будет равна 2, 4, 3 ден. ед., то матрица затрат примет вид
.
Данную матрицу следует использовать для дальнейшего решения задачи.
Если в математическую модель добавлен фиктивный потребитель, то для него также следует учитывать себестоимость производства продукции.
2. Табличная модель исходной транспортной задачи будет иметь вид.
Пункт назначения Пункт отправления | B 1 | B 2 | B 3 | B 4 | Запас |
A 1 | |||||
A 2 | |||||
A 3 | |||||
Потребность |
3. Найдем начальный опорный план транспортной задачи.
Воспользуемся методом минимального элемента.
Минимальная стоимость перевозок (0) записана в ячейке A 2 B 3. Исходя из объемов спроса и предложения, в данную ячейку можно записать значение объемов поставок 150 ед. Потребность пункта назначения B 3 удовлетворена полностью. Поэтому далее в столбце B 3 оставшиеся ячейки рассматриваться не будут. В пункте отправления A 2 остался запас в 40 ед.
Среди оставшихся незаполненных ячеек минимальная стоимость перевозок (1) записана в в ячейке A 2 B 2. Исходя из оставшихся объемов спроса и предложения, в данную ячейку можно записать значение объемов поставок 40 ед. Запасы пункта отправления A 2 исчерпаны. Поэтому далее в строке A 2 оставшиеся ячейки рассматриваться не будут. В пункте назначения B 2 остался неудовлетворенным спрос в 80 ед.
Среди оставшихся незаполненных ячеек минимальная стоимость перевозок (3) записана в в ячейке A 1 B 4. Исходя из имеющихся объемов спроса и предложения, в данную ячейку можно записать значение объемов поставок 30 ед. Запасы пункта отправления A 1 исчерпаны. Поэтому далее в строке A 1 оставшиеся ячейки рассматриваться не будут. В пункте назначения B 4 остался неудовлетворенным спрос в 100 ед.
Для рассмотрения осталась одна строка A 3. Заполним оставшиеся ячейки, исходя из объемов неудовлетворенного спроса: в A 3 B 1 – 70 ед. груза, в A 3 B 2 – 80 ед. груза, в A 3 B 4 – 100 ед. груза.
Таким образом, опорный план транспортной задачи будет иметь вид.
Пункт назначения Пункт отправления | B 1 | B 2 | B 3 | B 4 | Запас |
A 1 | |||||
A 2 | |||||
A 3 | |||||
Потребность |
Значение целевой функции на данном опорном плане равно
f = 30 ´ 3 + 40 ´ 1 + 150 ´ 0 + 70 ´ 5 + 80 ´ 6 + 100 ´ 7 = 90 + 40 + 350 + 480 + 700 = 1660.
4. Методом потенциалов найдем план перевозок продукции, при котором минимизируются суммарные затраты по ее изготовлению и доставке потребителям.
Количество загруженных ячеек равно 6, что на единицу меньше суммы количества строк и столбцов транспортной таблицы. Следовательно, опорный план является невырожденным, и можно вычислить потенциалы строк и столбцов таблицы.
Расчет потенциалов проводится по загруженным ячейкам транспортной таблицы.
u 1 = 0;
A 1 B 4: u 1 + v 4 = 3; 0 + v 4 = 3; v 4 = 3;
A 3 B 4: u 3 + v 4 = 7; u 3 + 3 = 7; u 3 = 4;
A 3 B 1: u 3 + v 1 = 5; 4 + v 1 = 5; v 1 = 1;
A 3 B 2: u 3 + v 2 = 6; 4 + v 2 = 6; v 2 = 2;
A 2 B 2: u 2 + v 2 = 1; u 2 + 2 = 1; u 2 = –1;
A 2 B 3: u 2 + v 3 = 0; –1 + v 3 = 0; v 3 = 1.
Проверим опорный план на оптимальность. Для этого по незагруженным ячейкам вычислим D ij = ui + vj – cij.
A 1 B 1: D11 = u 1 + v 1 – c 11 = 0 + 1 – 4 = –3;
A 1 B 2: D12 = u 1 + v 2 – c 12 = 0 + 2 – 7 = –5;
A 1 B 3: D13 = u 1 + v 3 – c 13 = 0 + 1 – 2 = –1;
A 2 B 1: D21 = u 2 + v 1 – c 21 = –1 + 1 – 3 = –3;
A 2 B 4: D24 = u 2 + v 4 – c 24 = –1 + 3 – 4 = –2;
A 3 B 3: D33 = u 3 + v 3 – c 33 = 4 + 1 – 3 = 2 > 0.
Опорный план не является оптимальным, поскольку среди незагруженных ячеек имеются такие, для которых D ij > 0 (D33 = 2 > 0). Ячейка A 3 B 3 будет вершиной максимальной неоптимальности.
Строим контур перераспределения поставок по следующим правилам.
1) контур представляет собой замкнутый многоугольник произвольной формы, начинающийся и заканчивающийся в вершине максимальной неоптимальности;
2) остальные вершины контура находятся в загруженных ячейках (могут быть задействованы не все загруженные ячейки);
3) контур состоит из последовательности чередующихся горизонтальных и вертикальных (но не диагональных) отрезков;
4) число вершин контура четное, все они в процессе распределения делятся на загружаемые и разгружаемые (последовательно чередуются). Вершина максимальной неоптимальности является загружаемой;
Разгружаемые ячейки помечаем знаком «–», загружаемые – знаком «+».
Пункт назначения Пункт отправления | B 1 | B 2 | B 3 | B 4 | Запас | ui |
A 1 | ||||||
A 2 | 40 + | 150 – | –1 | |||
A 3 | 80 – | + | ||||
Потребность | ||||||
vj |
Среди разгружаемых ячеек находим минимальную величину поставок:
min {150; 80} = 80.
Для всех разгружаемых ячеек уменьшаем объем перевозок на эту величину, а для загружаемых – увеличиваем.
Получаем транспортную таблицу вида:
Пункт назначения Пункт отправления | B 1 | B 2 | B 3 | B 4 | Запас |
A 1 | |||||
A 2 | |||||
A 3 | |||||
Потребность |
Количество загруженных ячеек не изменилось, т.е. план остался невырожденным.
Вычислим потенциалы по загруженным ячейкам транспортной таблицы.
u 1 = 0;
A 1 B 4: u 1 + v 4 = 3; 0 + v 4 = 3; v 4 = 3;
A 3 B 4: u 3 + v 4 = 7; u 3 + 3 = 7; u 3 = 4;
A 3 B 1: u 3 + v 1 = 5; 4 + v 1 = 5; v 1 = 1;
A 3 B 3: u 3 + v 3 = 3; 4 + v 3 = 3; v 3 = –1;
A 2 B 3: u 2 + v 3 = 0; u 2 + –1 = 0; u 2 = 1;
A 2 B 2: u 2 + v 2 = 1; 1 + v 2 = 1; v 2 = 0.
Проверим опорный план на оптимальность.
A 1 B 1: D11 = u 1 + v 1 – c 11 = 0 + 1 – 4 = –3;
A 1 B 2: D12 = u 1 + v 2 – c 12 = 0 + 0 – 7 = –7;
A 1 B 3: D13 = u 1 + v 3 – c 13 = 0 + (–1) – 2 = –3;
A 2 B 1: D21 = u 2 + v 1 – c 21 = 1 + 1 – 3 = –1;
A 2 B 4: D24 = u 2 + v 4 – c 24 = 1 + 3 – 4 = 0;
A 3 B 2: D32 = u 3 + v 2 – c 32 = 4 + 0 – 6 = –2.
Опорный план является оптимальным, поскольку среди незагруженных ячеек нет таких, для которых D ij > 0.
5. Определим величину минимальных затрат при оптимальном плане перевозок:
f = 30 ´ 3 + 120 ´ 1 + 70 ´ 0 + 70 ´ 5 + 80 ´ 3 + 100 ´ 7 = 90 + 120 + 350 + 240 + 700 = 1500.
Примечание. При решении задачи на максимум (варианты 21-30) можно поступать одним из двух способов.
1. Изменить знак в матрице затрат cij на противоположный и решать задачу аналогично описанному выше. Отрицательное итоговое значение затрат (максимальные затраты) считать положительным.
2. Выбирать в качестве вершины максимальной неоптимальности вершину, для которой D ij принимает наименьшее отрицательное значение. План будет оптимальным, если все D ij ³ 0.