1-й этап. Возникновение инженерной психологии и активное накопление практического материала (20-е – 60-е гг. XX века).
Инженерная психология появилась в 20-е гг. XX века в связи с бурным развитием техники. В 1920-е - 30-е гг. в психологии проводились исследования, подготовившие почву для “официального рождения” инженерной психологии. Инициаторами создания инженерно-психологического направления были американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др.
В СССР официальное возникновение инженерной психологии связывают с организацией в 1959 г. в Ленинградском госуниверситете лаборатории индустриальной психологии. В 1963 г. была изданна монография руководителя лаборатории Б. Ломова “Человек и техника”, которая стала программным научным трудом и послужила толчком к проведению широких исследований по вопросам инженерной психологии.
На начальном этапе господствовал "машиноцентрический" подход: в основной линии разработок "от машины к человеку", сам человек описывался в терминах техники - как элемент, придаток машины. Основное внимание было сосредоточено на решении вопросов, связанных с изучением психологических закономерностей приема и переработки человеком поступающей информации; принятием решения, осуществлением управляющих воздействий; оптимальным распределением функций в системах “человек — машина”; разработкой психологических требований к элементам техники, рабочего места человека и др. Большое внимание также уделялось вопросам строения человеческого тела и динамики рабочих движений. На основе данных биомеханики и антропометрии разрабатывались рекомендации, относящиеся лишь к форме и размерам рабочего места человека и используемого им инструмента. Затем объектом исследования стали физиологические свойства работающего человека. Рекомендации, вытекающие из данных физиологии труда, относятся уже не только к оформлению рабочего места, но и к режиму рабочего дня, организации рабочих движений, к борьбе с утомлением. Предпринимались попытки оценить различные виды труда с точки зрения тех требований, которые они предъявляют человеческому организму.
Этот этап развития инженерной психологии - этап активного накопления и анализа данных о человеческом факторе, эмпирического материала, впоследствии лег в основу практических и методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, практических пособий, справочников, учебников, монографий.
Как самостоятельная наука инженерная психология первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т.п.). Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовке операторов, выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек-машина". Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т.п.
В 50-е гг. были определены в общих чертах закономерности приема и переработки информации человеком, а в 60-е гг. - общие принципы организации взаимодействия человека с ЭВМ. Рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в космонавтике, на транспорте и т.д.
2-й этап. Теоретическое оформление инженерной психологии (60-е - 90-е гг. XX века).
В условиях возрастающей роли человеческого фактора в современном производстве инженерной психологии придавалось все большее значение. На рубеже 60-х – 70-х гг. ХХ века в развитии инженерной психологии
на первое место выходит "антропоцентрический" подход (в системе - "от человека к машине", человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника - это средство его же труда). Происходит принципиальный поворот от так называемого среднерассчетного (по сути обезличенного) человека к конкретному человеку за пультом управления с его индивидуальным своеобразием. Инженерная психология переходит к проблемам, касающимся человека как личности и индивида, а также как субъекта труда, общения и познания.
В инженерной психологии начинается процесс аккумуляции научного знания, формирования оригинальных авторских концепций, более глубоко и широко начинают осмысляться ее методологические основания.
Основные методологические принципы инженерной психологии:
- принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
- принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
- принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
- принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
- принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Основные теоретические концепции инженерной психологии:
1. Основная концепция инженерной психологии. Главная идея: общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Технические объекты конструируются на основе изучения живых объектов (пчел, птиц и т.д.).
2. Концепция информационной модели. Главная идея концепции: человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу "дистанционно". Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. "Промежуточное звено системы" - это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса – передача и переработка информации.
3. Концепция пропускной способности. В основе концепции - определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.
4. Концепция количественной оценки рабочего процесса и надежности. Предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его сложности и стереотипности.
3-й этап. Системные исследования в инженерной психологии (90-е гг. XX века - настоящее время).
Идеи системного подхода в инженерной психологии нашло отражение в переходе от изучения человека как простого звена, элемента систем “человек — машина” к рассмотрению его как сложной управляющей системы. Все виды СЧМ рассматриваются как класс целеустремленных систем, что обусловлено включением в их функционирование человека, который ставит цели, определяет задачи и средства решения. Т.о., исходным пунктом анализа СЧМ с позиций системного подхода становится целесообразная деятельность человека. Центральным моментом в этом подходе становится проектирование деятельности человека в системах “человек-техника”.
Развитие современной инженерной психологии направлено на комплексное решение задач повышения производительности труда, улучшения условий и гуманизации труда человека, управляющего современной сложной техникой.
Основные прикладные направления инженерной психологии: системотехническое и эксплуатационное.
Основная задача системотехнического направления - комплексное проектирование деятельности оператора и используемых им технических средств. При разработке СЧМ конструктор совместно с психологом должен наряду с проектированием технической части СЧМ разработать проект деятельности человека: определить ее структуру, динамику, оптимальные способы выполнения, предъявить требования к уровню профессиональной пригодности, рассчитать реальные нормы деятельности оператора и сравнить их с допустимыми.
Основная задача эксплуатационного направления - анализ поведения и работоспособности операторов в различных режимах работы, разработка методов, критериев и средств контроля психологического состояния операторов в процессе работы, вопросы групповой психологии, вопросы профессиональной подготовки операторов и т.д.
Перспективы развития инженерной или технической психологии:
• дальнейшая разработка теории профессиональной деятельности человека в современных системах “человек — техника”, прежде всего компьютеризированных;
• совершенствование методов профессиональной ориентации, отбора и профессиональной подготовки человека для систем “человек — техника”.