Российской Федерации на период до 2030 года

Транспортная стратегия

Паспорт стратегии

Наименование Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Дата, номер и наименование нормативных актов о корректировке стратегии Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № ВП-П9-8452 (пункт 1); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № ВП-П13-8515 (пункт 3); Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № ВП-П9-1пр (пункт 27).
Разработчик Министерство транспорта Российской Федерации.
Системные социально-экономические проблемы, решаемые стратегией Наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры. Недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов. Недостаточное качество транспортных услуг. Низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала. Недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности. Усиление негативного влияния транспорта на экологию.
Цели Цель 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Цель 2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны. Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Цель 4. Интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны. Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы. Цель 6. Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
Целевые индикаторы Индикаторы первого уровня по Цели 1 Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций Мощность морских портов Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных полос Создание мультимодальных логистических центров в транспортных узлах Индикаторы второго уровня по Цели 1 Густота транспортной сети Протяженность автомобильных дорог общего пользования Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования I категории в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования Перевалка грузов портами России Протяженность внутренних водных путей Создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях и на федеральных трассах Индикаторы первого уровня по Цели 2 Средняя коммерческая скорость товародвижения на видах транспорта Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок на видах транспорта Объем перевозок грузов по Северному морскому пути Доля контейнерных и контрейлерных перевозок в общем объеме перевозок грузов Производительность труда на транспорте Индикаторы второго уровня по Цели 2 Скорость доставки грузовых отправок железнодорожным транспортом Объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Средний возраст грузовых транспортных средств Доля парка грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами ГЛОНАСС Индикаторы первого уровня по Цели 3 Транспортная мобильность (подвижность) населения Индекс гуманитарности транспортной системы Авиационная подвижность населения Доля транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта Прирост пригородных железнодорожных пассажирских перевозок Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан Индикаторы второго уровня по Цели 3 Прирост количества перспективных сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием Сокращение среднего времени транспортной доступности в крупных городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте общего пользования Доля перевезенных пассажиров из аэропортов в другие города, за исключением Московского узла Средний возраст пассажирских транспортных средств общего пользования Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оснащенного современными инфокоммуникационными системами и глобальной навигационной системой ГЛОНАСС Индикаторы первого уровня по Цели 4 Экспорт транспортных услуг Перевозки транзитных грузов через территорию России Индикаторы второго уровня по Цели 4 Доля в обеспечении перевозок российских экспортных и импортных грузов морского транспортного флота под российским флагом Объем транзитных перевозок по Транссибирской магистрали Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов Суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией Индикаторы первого уровня по Цели 5 Социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях Снижение транспортных рисков на автомобильных дорогах Снижение количества происшествий на единицу транспортных средств по транспортному комплексу Доля объектов транспортной инфраструктуры, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям по обеспечению транспортной безопасности Индикаторы второго уровня по Цели 5 Доля автотранспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих разрешительные документы на перевозочную деятельность Прирост количества пешеходных переходов в разных уровнях на автомобильных дорогах федерального значения Прирост протяженности линий электрического освещения автомобильных дорог федерального значения Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности Число происшествий на воздушном транспорте Повышение уровня аэронавигационного обслуживания Уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов Уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти в целях обеспечения транспортной безопасности Индикаторы первого уровня по Цели 6 Объем выбросов CO2 Индикаторы второго уровня по Цели 6 Доля альтернативных видов топлива в общем топливопотреблении автотранспортных средств Доля парка транспортных средств с гибридными, электрическими двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива Средний удельный расход топлива/электроэнергии на единицу транспортной работы, выполненной транспортными средствами по видам транспорта Доля утилизации отходов на транспорте Доля организаций, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте по видам транспорта
Задачи По цели 1: Формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе. Сбалансированное развитие интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта. Развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта. Обеспечение их единой технологической совместимости. Ликвидация разрывов и «узких мест» транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность. Увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения. Развитие транспортных систем крупных городских агломераций. Создание единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, таможенных и государственных контрольных органов. Освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры. По цели 2: Обновление и наращивание парков грузового подвижного состава на основе транспортно-экономического баланса. Создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг. Совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности. Создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий). Обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России, в том числе по Северному морскому пути. Развитие перевозок внутренним водным транспортом и технологий, обеспечивающих переключение на него грузопотоков в период навигации. Расширение использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами, в том числе для малого и среднего бизнеса. Развитие системы сопутствующих услуг. По цели 3: Планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса. Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Развитие перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах. Разработка и реализация социальных транспортных стандартов. Формирование экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения. Совершенствование допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок. Развитие региональных авиаперевозок. Совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения. Развитие систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского). Создание интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками. Развитие мультимодальных пассажирских перевозок в региональном, межрегиональном и международном сообщении. По цели 4: Создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок. Обеспечение конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне. Содействие увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов. Содействие развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев. Интеграция в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а также в рамках СНГ, ШОС и АТЭС, ОЧЭС и сотрудничества с ЕС. Развитие хабовых технологий перевозок пассажиров. Создание интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах. По цели 5: Повышение безопасности движения, полетов и судоходства. Повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям. Обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса. Повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий. Усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности. Развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта. Обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы. По цели 6: Модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Повышение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий. Повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран. Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, предупреждение и сокращение их образования. Внедрение систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте. Привлечение граждан и организаций к участию в общественной экспертизе и решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса.
Сроки и этапы реализации 2010 – 2030 годы, в том числе: I этап: 2010 – 2020 годы, II этап: 2021 – 2030 годы.
Перечень основных мероприятий Сбалансированное развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Развитие парков транспортных средств, совершенствование их технических и экологических характеристик. Развитие конкурентного рынка доступных и качественных транспортных услуг. Расширение применения передовых транспортно-логистических технологий, в том числе на базе ГЛОНАСС. Развитие скоростных и высокоскоростных систем для перевозки пассажиров. Развитие пассажирского транспорта общего пользования и повышение качества его услуг. Создание условий для устойчивого развития и функционирования городских транспортных систем. Поддержка развития региональной авиации и внутреннего водного транспорта. Развитие инфраструктуры и управляющих структур международных транспортных коридоров. Повышение уровня международного сотрудничества в сфере транспорта. Обеспечение технической и технологической безопасности транспорта. Повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Совершенствование научного и инновационного обеспечения реализации стратегии. Совершенствование кадрового обеспечения реализации стратегии.
Исполнители Минтранс России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минрегион России, Минобрнауки России, ФАС России, ФТС России, ФСТ России, МВД России, Минобороны России, МЧС России, МИД России и другие заинтересованные федеральные ведомства и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.
Объемы и источники финансирования Инновационный вариант. Всего на 2010 - 2030 годы предусматривается 106446 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: из федерального бюджета –31384 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 21353 млрд. рублей, из внебюджетных источников –53709 млрд. рублей. Базовый (консервативный) вариант. Всего на 2010 - 2030 годы предусматривается 70594 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: из федерального бюджета – 19893 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 15139 млрд. рублей, из внебюджетных источников –35562 млрд. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии Общесоциальные: будет обеспечена доступность и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны; подвижность населения возрастет по инновационному варианту до 15561 пасс.-км на 1 человека в год, что в 2,4 раза выше показателя 2010 года, по базовому варианту - до 13,3 тыс. пасс.км на 1 человека в год; будет обеспечена постоянная круглогодичная связь с сетью автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования; доля населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, составит к 2030 году по инновационному варианту 2 процента (в 2010 году - 10 процентов), по базовому варианту – 5 процентов; доля пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, минуя аэропорты Московского авиаузла, возрастет к 2030 году по обоим вариантам до 37 процентов (в 2010 году – 27,9 процента); эффективная гибкая государственная тарифная политика обеспечит ценовую доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами; существенно снизится аварийность, риски и угрозы безопасности по видам транспорта. Число погибших за год в ДТП в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится по инновационному варианту на 63 процента, по базовому варианту – на 38 процентов. Социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях (погибших на 100 тыс. населения) снизится по инновационному варианту с 19,6 в 2011 году до 10,6 в 2018 году и 7 в 2030 году и достигнет уровня развитых стран, по базовому варианту – до 15,5 в 2018 году и 10,7 в 2030 году; значительно уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Объем удельных выбросов СО2 на автомобильном транспорте сократится по инновационному варианту на 22 процента, по базовому варианту – на 20 процентов, на железнодорожном транспорте: по инновационному варианту сократится на 51 процент, по базовому варианту – на 50 процентов; прирост количества рабочих мест к 2030 году по инновационному варианту составит 270 тыс. единиц, по базовому варианту – 180 тыс. единиц. Общеэкономические: будет достигнут высокий конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене продукции - снижение по инновационному варианту - на 30 процентов, по базовому варианту – на 15 процентов; коммерческая скорость продвижения партий товаров автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении возрастет по инновационному варианту до 1100 км/сутки, по базовому варианту – до 750 км/сутки, а железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки): по инновационному варианту до 800 - 1700 км/сутки, по базовому варианту – до 665 – 1520 км/сутки; срочность, ритмичность доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит бизнесу снизить складские запасы для гарантированного товарного производства по инновационному варианту до 3 - 6 дней, по базовому варианту – до 8 – 15 дней; экспорт транспортных услуг к 2030 году возрастет по инновационному варианту в 5,7 раза, по базовому варианту – в 3,9 раза. Транзитные перевозки через территорию России увеличатся по инновационному варианту с 28 млн. тонн до 85 млн.тонн, по базовому варианту – до 68,5 млн. тонн; предоставление бизнесу и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг обеспечит запланированные темпы роста ВВП. Прирост ВВП, зависящий от развития транспортного комплекса в среднем за 2013 – 2030 годы составит по инновационному варианту 0,45 процентных пункта, по базовому варианту – 0,3 процентных пункта; интеграция со стратегиями и программами развития смежных отраслей – поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта обеспечит стимулирование интенсивного развития этих отраслей и формирование мультиплитикативных эффектов в экономике страны. Общетранспортные: значительно повысится производительность транспортных систем: среднесуточные объемы перевозок пассажиров возрастут по инновационному варианту в 1,76 раза, по базовому варианту – в 1,54 раза, грузов: по инновационному варианту - в 2 раза, по базовому варианту – в 1,72 раза. Доля времени движения товаров в пути (автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении) увеличится по инновационному варианту до 16 - 20 часов в сутки, по базовому варианту – до 14 – 18 часов в сутки; производительность труда в транспортном комплексе возрастет по инновационному варианту в 1,25 раза к 2018 году, в 1,34 раза к 2020 году и в 1,54 раза к 2030 году, по базовому варианту: в 1,13 раза к 2018 году, в 1,2 раза к 2020 году и в 1,34 раза к 2030 году; повысится фондоотдача инфраструктуры транспорта и увеличится рентабельность; существенно уменьшится энергоемкость транспорта: по инновационному варианту - на 30 процентов, по базовому варианту – на 15 процентов; будет создана опорная сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соединяющая все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети с твердым покрытием, структура дорожной сети будет преобразована из радиальной в сетевую. На международных транспортных коридорах будет обеспечен проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн: по инновационному варианту - на всем их протяжении, по базовому варианту – на наиболее загруженных направлениях; будет создана сеть высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий для связи крупнейших агломераций страны (по инновационному варианту); будут созданы приоритетные конкурентные условия для национальных перевозчиков и стимулировано повышение их конкурентоспособности. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет по обоим вариантам с 39 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом вырастет по инновационному варианту - с 4 до 16 процентов, по базовому варианту – до 15,7 процента. Доля в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, судов под российским флагом возрастет по обоим вариантам с 29,7 процента в 2010 году до 39-40 процентов в 2030 году; будут внедрены инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям, обеспечена оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в мультимодальном (смешанном) сообщении сократятся по сравнению с 2006 годом: по инновационному варианту - на 25 процентов, по базовому варианту – на 15процентов; развитие конкурентной среды, включая ГЧП, целенаправленное формирование условий инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли. Будет обеспечено развитие транспортной отрасли темпами, опережающими темпы роста национальной экономики.
Система организации контроля за исполнением Контроль за реализацией осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: