Права и обязанности грузополучателя по ДПГ

Основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза, является доставка груза в пункт назначения, который указывается в транспортной накладной либо коносаменте. В качестве пункта назначения могут быть указаны железнодорожная станция, аэродром, морской или речной порт.

Однако законодательством может быть предусмотрена возможность переадресовки груза отправителем в пути следования. На железнодорожном транспорте перевозчик может производить переадресовку с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения по заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.

Перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переадресовку, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструктуры. По итогам рассмотрения и согласования перевозчик принимает решение в течение не более двух суток об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении. При переадресовке в пути следования перевозчик должен проинформировать первоначального грузоотправителя, если он не являлся заявителем переадресовки. Не допускается переадресовка грузов с признаками порчи, повреждения, недостачи, а также с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, нарушением температурного режима и порядка вентилирования.

На автомобильном транспорте грузоотправитель при городских и пригородных перевозках имеет право переадресовать груз до момента выдачи его грузополучателю. В случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан переадресовать его другому грузополучателю.Распоряжение грузоотправителя о переадресовке должно быть оформлено в письменном виде.

Иначе вопрос о переадресовке грузов решается на воздушном транспорте. Грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном федеральными авиационными правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности его выдачи грузополучателю.

КВВТ РФ обязывает грузоотправителя, по заявлению которого проведена переадресовка, урегулировать расчеты между грузоотправителем первоначальным грузоотправителем, фактическим грузополучателем и перевозчиком.

При морской перевозке грузов переадресовка возможна при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента.

Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. По общему правилу перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Однако транспортные уставы и кодексы содержат лишь общие правила о сроках доставки. Исключение составляет лишь УЖТ РФ, который регулирует порядок исчисления таких сроков. Исчисление срока доставки грузов на железнодорожном транспорте начинается с 24 часов дня приема грузов к перевозке. Грузы считаются доставленными в срок, если выполнено одно из следующих условий:

O до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку на железнодорожной станции назначения;

O вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей;

O в случае прибытия грузов на станцию назначения до истечения указанного в транспортной накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами произошла по вине грузополучателя.

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы. Несколько специальных норм по этому поводу содержится в КТМ РФ: перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, хранить груз, заботится о нем и выгружать его. В случае, если принятый для перевозки груз в силу своих свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза, перевозчик должен заботится о грузе в соответствии с такими указаниями.

Период, в который перевозчик отвечает за сохранность груза, исчисляется на различных видах транспорта неодинаково. На железнодорожном транспорте погрузка грузов в вагоны, а также их выгрузка по общему правилу обеспечивается грузоотправителями (грузополучателями). Однако по договору с грузоотправителями (грузополучателями) перевозчики при наличии у них соответствующих погрузочно-разгрузочных приспособлений могут принимать на себя обязанность по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

В тех случаях, когда обязанность по погрузке лежит на грузоотправителе, перевозчику передается уже погруженный в вагоны груз. В этом случае обязанность обеспечить размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах в соответствии с техническими требованиями лежит на грузоотправителе. Соответственно на нем же лежит и ответственность за утрату, порчу или повреждение груза, вызванное ненадлежащим исполнением этой обязанности.

В тех случаях, когда обязанность погрузки лежит на перевозчике, момент перехода груза под ответственность перевозчика определяется не передачей ему погруженных вагонов, а предоставлением груза для погрузки в транспортное средство.

На морском транспорте ответственность за правильное размещение, и крепление груза на судне несет перевозчик.

На внутреннем водном транспорте погрузка груза осуществляется либо грузоотправителем, либо перевозчиком в порядке, установленном договором, если иное не установлено правилами перевозок.

При осуществлении автомобильных перевозок погрузка осуществляется силами грузоотправителя. Правильность укладки и крепления груза с точки зрения его сохранности лежит на нем. Это вызвано тем, что выполнение этой обязанности связано со свойствами груза, которые должны быть известны грузоотправителю. Вместе с тем, шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе и сообщить грузоотправителю о замеченных нарушениях, грозящих сохранности груза при перевозке.

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован.

В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника.

Сопровождение перевозимого груза не влечет автоматического освобождения от ответственности перевозчика за несохранность груза. В этом случае перевозчик должен доказать, что утрата, недостача, повреждение или порча перевозимого груза имели место по причинам, связанным с действием (бездействием) проводников, сопровождающих указанный груз.

Следующей обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункте назначения. Этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Такое право возникает с момента изъявления получателем намерения выступить в качестве третьего лица, в пользу которого совершен договор. Как только грузополучатель выразил в надлежащей форме требование получить груз, он приобретает все права по договору перевозки, которыми до этого обладал грузоотправитель. С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом. На грузополучателя не могут быть возложены никакие обязанности ни договором, ни законом до того, как он выразил согласие стать участником правоотношения по перевозке грузов. Это в полной мере относится и к обязанности своевременно принять и выгрузить груз.

Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте установлено, что перевозчик обязан письменно либо по телефону уведомить грузополучателя прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия, о чем производится запись в книге уведомлений о прибытии грузов, а также указывается в оригинале транспортной накладной и дорожной ведомости. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной способ уведомления. В случае, если перевозчик не уведомляет грузополучателя о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до момента получения уведомления об их прибытии.

Особые правила установлены для случаев утраты и розыска груза. Статьей 45 УЖТ предусмотрено, что груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня исчисления срока доставки или по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

Возможны случаи, когда груз прибывает на станцию назначения по истечении сроков. При таких обстоятельствах грузополучатель может получить груз при условии возврата перевозчику суммы, полученной от него в возмещение ущерба и возвращенной провозной платы. Если грузополучатель отказался от принятия этого груза или не представил решение о судьбе груза в течение 4 суток со дня уведомления получателя о прибытии груза на железнодорожную станции перевозчик имеет право реализовать груз.

На автомобильном транспорте обязанности перевозчика по выдаче груза регулируются следующим образом. Порядок сдачи грузов перевозчиком в пункте назначения зависит от того, как был принят груз к перевозке. Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя.

На внутреннем водном транспорте перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика. Порядок выдачи груза определяется правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. В случае, если после истечения срока доставки груза грузополучатель не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом.

Прибывший груз находится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. При задержке выдачи груза по вине перевозчика расходы на хранение груза несет перевозчик. В случае, если груз адресован в порт назначения, в котором нет помещений, пригодных для хранения данного груза, и грузополучатель к моменту прибытия груза не востребовал его, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен перевозчиком и сдан на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения.

В этом случае все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель. При отсутствии такой возможности перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от него распоряжений о том, как поступить с грузом.

Некоторым своеобразием отличается порядок выдачи груза на морском транспорте. Если груз перевозился на основании коносамента, право получения груза принадлежит любому законному держателю коносамента. Таким законным держателем является:

O по именному коносаменту — получатель, указанный в коносаменте, или лицо, которому коносамент был передан по именной передаточной надписи;

O по ордерному коносаменту — лицо, приказу которого составлен коносамент, или лицо, указанное в последней из непрерывного ряда таких надписей;

O любое лицо, предъявившее коносамент на предъявителя.

Если груз перевозился на основании морской накладной, он выдается получателю, указанному в накладной.

По сравнению с приведенными правилами выдачи грузов на иных видах транспорта достаточно невыразительно выгладят правила выдачи грузов на воздушном транспорте. Согласно ст. 111 BK РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в установленные сроки, а грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: