В тех случаях, когда стороны договора перевозки грузов не смогли самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, спор передается на разрешение в суд. Однако до этого момента должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Право на предъявление претензий и исков к речному перевозчику имеют:
O в случае утраты груза — грузоотправитель, грузополучатель при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки с отметкой перевозчика о неприбытии груза;
O в случае недостачи или повреждения (порчи) груза - грузополучатель (при условии представления им транспортной накладной коммерческого акта или перевозочного документа, а при отсутствии коммерческого акта — документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта);
|
|
O в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного — грузоотправитель, грузополучатель при условии представления ими транспортной накладной;
O в случае несоблюдения сроков доставки груза - грузополучатель при условии представления транспортной накладной.
Несколько иные правила действуют на воздушном транспорте. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику здесь имеют:
O в случае утраты груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной — документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;
O в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;
O в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;
O страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.
Наиболее детально правила о предъявлении претензий урегулированы на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 120 УЖТ право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют:
|
|
O грузополучатель или грузоотправитель — в случае утраты груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены грузовая квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза или справки перевозчика об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
O грузополучатель или грузоотправитель — в случае недостачи, повреждения (порчи) груза. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
O грузополучатель или грузоотправитель — в случае просрочки доставки груза. К претензии должна быть приложена транспортная железнодорожная накладная;
O грузополучатель или грузоотправитель — в случае задержки выдачи груза. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и акт общей формы;
O грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы;
Сроки предъявления и рассмотрения претензий. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении:
O возмещения ущерба за утрату груза — по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, а если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан;
O возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза — со дня выдачи груза, а если груз не выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;
O несоблюдения срока доставки груза, возврата излишне уплаченной провозной платы — со дня выдачи груза;
Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних водных перевозках равен шести месяцам. Указанный срок исчисляется следующим образом:
O о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки его доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза;
O о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;
O о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
В соответствии УЖТ претензии к железнодорожным перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней.
|
|
На автомобильном транспорте претензия к автотранспортной организации может быть предъявлена в течение 6 месяцев, а претензия об уплате штрафов — в течение 45 дней.
Предъявление исков к перевозчику. Срок исковой давности по основаниям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ).
Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика или удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в 30-дневный срок.
Вопрос о начале течения срока исковой давности решается на различных видах транспорта неодинаково.
O на внутреннем водном и железнодорожном транспорте он начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (ст. 164 КВВТ РФ, ст. 125 УЖТ).
O на воздушном транспорте — на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 128 ВКРФ).
O на автомобильном транспорте срок исковой давности начинает течь по истечении 2 месяцев со дня получения ответа перевозчика или со дня истечения срока, установленного для ответа.
O согласно ст. 408 КТМ РФ годичный срок исковой давности исчисляется по требованиям: возмещения ущерба за утрату груза — по истечении 30 дней со дня, когда груз должен быть выдан; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки в его доставке и возврата перебора или взыскания платежей — со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан; в остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.