При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых автомобилей, автобусов или легковых автомобилей следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств.
Согласно Классификации и системе обозначения автомобильного подвижного состава автотранспортные средства (АТС - подвижной состав автомобильного транспорта) разделяются на:
I. Пассажирские:
а) легковые;
б) автобусы;
II. Грузовые:
а) общего назначения (бортовые автомобили, тягачи, автомобили-самосвалы);
б) специализированные, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов (автомобили: фургоны, цистерны, рефрижераторы, лесовозы, битумовозы, самопогрузчики (для перевозки контейнеров и пакетированных грузов), а также автогудронаторы, авторастворовозы, автобетоносмесители);
III. Специальные.
К специальному подвижному составу относятся автотранспортные средства, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (подметально-уборочных, поливомоечных, снегоочистительных, пескохлоридоразбрасывательных, снегопогрузочных, снегоочистительных, илососных, прочистки канализационных сетей, текущего ремонта дорожных и тротуарных покрытий типа МТРДГ, асфальторазогревательных, заделки трещин дорожных покрытий, мусоровозов и т.д.).
|
|
В соответствии с используемой с 1966 года в нашей стране отраслевой нормалью ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств (АТС), подвижному со-, ставу автомобильных транспортных средств присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Так:
1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или кубических дециметрах) | Для автобусов по габаритной длине (в метрах) | ||||||
11 - особо малый до 1,1 | 22 - особо малый до 5,5 | ||||||
21 - малый от 1,1 до 1,8 | 32 - малый 6,0-7,5 | ||||||
31 - средний от 1,8 до 3,5 | 42 - средний 8,5-10,0 | ||||||
41 - большой свыше 3,5 | 52-большой 11,0-12,0 | ||||||
51 - высший (рабочий объем не регламентируется) | 62 - особо большой (сочлененные) 16,5-24,0 | ||||||
Для грузовых автомобилейпо полной массе | |||||||
Полная масса, тонн | Эксплуатационное назначение автомобиля | ||||||
Бортовые | Тягачи | Самосвалы | Цистерны | Фургоны | специальные | ||
До 1,2 | |||||||
1,2 до 2,0 | |||||||
2,0 до 8,0 | |||||||
8,0 до 14,0 | |||||||
14,0 до 20,0 | |||||||
20,0 до 40,0 | |||||||
Свыше 40,0 | |||||||
2-я цифра обозначает тип АТС:
|
|
1 – легковой автобус | 5 – самосвал |
2 – автобус | 6 – цистерна |
3 – грузовой бортовой автомобиль или пикап | 7 – фургон |
4– седельный тягач | 8 – резервная цифра |
9 – специальное автотранспортное средство |
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. Это указывает на то, что базовая модель 1 имеет модификации.
По данной классификации перед цифровым индексом, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация - ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация - Ли АЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его | модификация - ЗИЛ-ММЗ-45022.
Согласно разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации в настоящее время установление категории транспортного средства производится органом по сертификации при выдаче «одобрения типа транспортного средства» в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 и зарегистрированными в Минюсте России 15.05.1998 №.1522, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.
При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции, и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст.
Обращаем внимание, что в целях повышения безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного движения 08.11.1968 в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938 -VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
Сравнительная таблица, категорий транспортных средств (ТС) по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, зарегистрированному в Минюсте России 29.07.2005 № 6842.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА