Практическое занятие № 1

Тема: Тексты массовой коммуникации как особые знаки социального взаимодействия.

Цель:

· на основе анализа специфики медийного текста и его функций в пространстве медиакультуры сформировать понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;

· на основе многоаспектного использования знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин выработать представление о медиатексте как сложном объекте, нуждающемся в многоаспектном исследовании;

· сформировать способность к самостоятельному обучению новым методам деятельности, готовность к изменению профессионально-творческого и научного профиля своей деятельности; активизировать потребность в совершенствовании и развитии своего интеллектуального и культурного уровеня, повышении своей квалификации и мастерства путем освоения новых сфер профессиональной деятельности, в частности в области изучения правовых норм функционирования текстов СМИ в медиапространстве современной России и методики проведения лингвистической экспертизы текстов СМИ.

Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-11, ОК-5, ОК-1.

Организационная форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Медиатекст: понятие, функциональная специфика. Специфика медийного текста.

2. Медиатекст как объект многоаспектного исследования.

3. Правовые нормы функционирования текстов СМИ в медиапространстве современной России.

4. Специфика лингвистической экспертизы текстов СМИ.

Методические рекомендации:

1. Для подготовки к 1-му вопросу семинара прочитайте Введение М. Н. Володиной к книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 6–24); п.1.1 книги В. В. Богуславской «Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов» (М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с. – С. 18–43). Обратите внимание на проблему соотношения понятий «текст» и «дискурс», медиа и медийности.

Также необходимо подготовить конспекты следующих материалов:

Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – М.: Академический проект, 2005. – 448 с. (страницы конспектирования – 16–31).

Хорольский, В. В. Журналистика и коммуникативистика: неизбежность конвергенции / В. В. Хорольский // Акценты. Новое в массовой коммуникации: альманах. Вып. 5–6 (76–77). – 2008. – С. 43–54.

2. Для подготовки ко 2-му вопросу семинара прочитайте статью М. Н. Володиной «Язык массовой коммуникации – особый язык социального взаимодействия» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 27–47). Обратите внимание на специфику основных подходов к изучению медийного текста (структурного, семиотического, когнитивного, психолингвистического, коммуникативно-прагматического).

3. Для подготовки к 3-му вопросу семинара прочитайте статью Е. А. Войниканис «Язык СМИ: правовые проблемы» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 316–326).

4. Для подготовки к 3-му вопросу семинара прочитайте и законспектируйте главы 6–8 книги Ю. А. Бельчикова «Методические рекомендации по вопросам лингвистической экспертизы спорных текстов СМИ: сборник материалов» (Ю. А. Бельчиков, М. В. Горбаневский, И. В. Жарков. – М.: ИПК «Информкнига», 2010. – 208 с. – С. 35–42; 135–189). Можете использовать также наиболее интересные материалы следующих книг:

Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие / А. Н. Баранов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 592 с.

Диффамация в СМИ / Автор-составитель Г.Ю. Арапова, М.А. Ледовских. – М.: Престиж, 2006. – 132 с.

Трофимов, М. С. Правовое регулирование создания и распространения рекламы в Российской Федерации // Ежова, Е. Н. Реклама: технологии воздействия / Е. Н. Ежова, Е. А. Арутюнова, О. А. Мельник и др.; под ред. Е. Н. Ежовой. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 327 с. – С. 47–91.

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Объясните, в чем заключается специфика основных подходов к изучению медийного текста (структурного, семиотического, когнитивного, психолингвистического, коммуникативно-прагматического).

2. Объясните, в чем специфика следующих потенциальных объектов лингвистического экспертного исследования текстов СМИ:

· защита чести, достоинства и деловой репутации,клевета;

· оскорбление;

· словесный экстремизм;

· вымогательство или иные формы психического насилия, взятка, провокация взятки;

· защита исключительных прав на словесные и комбинированные товарные знаки, иные наименования как средства индивидуализации;

· защита авторских прав на произведения литературы;

· недобросовестная или противоречащая общественным интересам реклама, пропаганда порнографии, пропаганда наркотиков, введение потребителя в заблуждение, недобросовестная конкуренция и др.

Литература

Основная литература:

1. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.

2. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т. В. Чернышова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 296 с.

3. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Дополнительная литература:

1. Агрессия в языке и речи: сборник научных статей / Под. ред. И.А. Шаронова. – М.: РГГУ, 2004. – 288с.

2. Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие / А. Н. Баранов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 592 с.

3. Бельчиков, Ю.А. Методические рекомендации по вопросам лингвистической экспертизы спорных текстов СМИ: сборник материалов / Ю.А. Бельчиков, М.В. Горбаневский, И.В. Жарков. – М.: ИПК «Информкнига», 2010. – 208 с.

4. Бодрийар, Ж. Бодрийар расшифровывает «Матрицу». Почему этот фильм восхищает философов / Ж. Бодрийар; пер. с фр. – Le Nouvel Observateur. – 2003. – 19 июня. – URL: http://old.russ.ru/ culture/cinema/20030923-pr.html. – (Дата обращения: 12.11.2009).

5. Бодрийар, Ж. Интервью Катрин Франблен с Жаном Бодрийаром / Ж. Бодрийар; пер. с фр. // Искусство. – 1993. – № 1. – С. 164–168.

6. Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийар; пер. с фр. // Поэтика и политика: альманах российско-французского центра социологии и философии ин-та социологии РАН. – М.: Изд-во ин-та экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1999. – С. 193–226.

7. Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар; пер. с фр. – М.: РУДОМИНО, 2001. – 223 с.

8. Вартанова, Е. Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества / Е. Л. Вартанова // Медиаскоп: электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Теория СМИ. – 2009. – № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/409. – (Дата обращения: 04. 08.2009).

9. Галумов, Э. А. Имиджи российского консьюмеризма / Э. А. Галумов // Аналитический центр Юрия Левады, 2004 – URL: http://levada-center.ru/interrelations.html. – (Дата обращения: 12.12.2009).

10. Диффамация в СМИ / Автор-составитель Г.Ю. Арапова, М.А. Ледовских. – М.: Престиж, 2006. – 132 с.

11. Дьякова, Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. – 130 с.

12. Ежова, Е. Н. Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с.

13. Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиа-рекламной картине мира / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2009. – 178 с.

14. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия в языке СМИ: монография / М. Р. Желтухина. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФМУПК, 2003. – 656 с.

15. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

16. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации» / под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 399 с.

17. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – М.: Академический проект, 2005. – 448 с.

18. Муравьева Н.В. Язык конфликта. – М.: Изд-во МЭИ, 2002. – 272 с.

19. Назайкин, А.Н. Рекламный текст в современных СМИ: практическое пособие / А.Н. Назайкин. – М.: Эксмо,2007. – 352 с.

20. Рогозина, И. В. Функции и структура медиа-картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики. – М.; Барнаул: Изд-во Алтайского государственного ун-та, 2003. – С. 120–126.

21. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. – СПб.: Алетейя, 2000. – 316 с.

22. Сметанина, С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 383 с.

23. Тулупов, В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В. В. Тулупов. – Воронеж: Кварта, 2001. – 320 с.

24. Тульсанова, О.Л. Этическое и правовое регулирование связей с общественностью и рекламы: Учебное пособие. Ч.2. / О.Л. Тульсанова, А.Ю. Дорский. СПб., 2008. – 213 с.

25. Филатова, О. Г. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий / О. Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2006. – 303 с.

26. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. –М.: Прогресс, 1977. – 488 с. ‑ URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks /Culture/ Fuko_Slova/ index.php. – (Дата обращения: 01.12.2009).

27. Хорольский, В. В. Журналистика и коммуникативистика: неизбежность конвергенции / В. В. Хорольский // Акценты. Новое в массовой коммуникации: альманах. Вып. 5–6 (76–77). – 2008. – С. 43–54.

28. Шарков, Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: учебное пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. – 324 с.

29. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия / Ю.В. Щербинина. – М.: КомКнига, 2006. – 360 с.

30. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст: отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 года / У. Эко // Интернет. – 1998. – № 6–7. – С. 91 – 92.

31. Эпштейн, М. На границах культур: Российское – Американское – Советское / М. Эпштейн. – Нью-Йорк: Слово: Word, 1995. – 205 с.

32. Ягодкина, М. В. Язык рекламы как средство формирования виртуальной реальности: монография / М. В. Ягодкина. – СПб.: Лема, 2007. – 195 с.

33. Ясавеев, И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского государственного ун-та, 2004. – 200 с.

Словари и справочники:

1. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т.1 / под ред. С. Я.Левит. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.

2. Постмодернизм: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

3. Руднев, В. П.Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.

4. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В.Осипова. – М.: Инфра-М-Норма, 1998. – 488 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.intv.ru. – Видеохостинг (видеоархив, интернет-телевидение).

2. http://www.sostav.ru. – Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR.

3. http://www.telead.ru. – Архив телевизионной рекламы.

4. http://www.tvigle.ru. – Архив видеоматериалов (фильмы, видеоролики, телевизионная реклама и др).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: