Сложноподчиненные предложения. Урок обобщения и систематизации изученного
Цели:
· Обобщить и систематизировать знания по сложноподчинённым предложениям, закрепить навык постановки запятой в СПП,формирование умения применять теоретические знания на практике, умение делать выводы, формирование умения графически обозначать изученные пунктограммы, а также умение составлять схемы СПП.
· Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал. формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать других.
· Воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Ход урока
1. Задание: из двух простых предложений составить ССП и СПП.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение конструировать предложения.)
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика. | |
ССП. | СПП. | ||
Начало всходить солнце. В лесу стало ещё холоднее. | Начало всходить солнце, и в лесу стало ещё холоднее. | Когда начало всходить солнце, в лесу стало ещё холоднее. | |
Станки привезли. Рабочие не спешили их разгружать. | Станки привезли, но рабочие не спешили их разгружать. | Хотя станки привезли, рабочие не спешили их разгружать. | |
Мы вернулись из дальнего путешествия. Воспоминания о путешествии надолго сохранятся в моей памяти. | Мы вернулись из дальнего путешествия, и воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти. | Мы вернулись из дальнего путешествия, так что воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти. | |
Обобщающий вопрос:сравните предложения в колонках. Что общего в строении ССП и СПП? | Вывод ученика: ССП состоят из двух или нескольких простых.Части ССП равноправны. Между частями ССП можно поставить точку. | СПП тоже состоит из нескольких простых, но части СПП неравноправны. Все СПП состоят из главного и придаточного. Между ними нельзя поставить точку. |
В это время «слабые» ученики получают другое задание: распределить предложения на две колонки. Подчеркнуть грамматическую основу. («слабые ученики» должны продемонстрировать умение различать ССП и СПП)
|
|
Карточка с заданием. | ССП. | СПП. |
1. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера. 2. Мы знали, что эту работу трудно выполнить. 3. Среди дня прошёл дождик, и теперь обмытые листья деревьев блестели по-праздничному. 4. Так как лил сильный дождь, мы не могли выйти из палатки. | 1,3 | 2,4 |
2. Продолжаем работу и усложняем задание. Мы выяснили, что все СПП состоят из главного и придаточного. Следующее упражнение поможет нам закрепить навык выделения границ главного и придаточного предложений.
Задание: переделайте предложения так, чтобы главное стало придаточным, а придаточное главным.
|
|
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть границы простых предложений в составе сложного, видеть главное и придаточное предложения)
Действия учителя. | Действия ученика. |
1. Дача, которую мы сняли на лето, расположена в очень красивом месте. | 1. Мы сняли на лето дачу, которая расположена в очень красивом месте. |
2. В этом парке росли такие цветы, которых я никогда не видел. | 2.Я никогда не видел таких цветов, которые росли в этом парке. |
3. Нашей прогулке едва не помешал дождь, который начал накрапывать. | 3. Начал накрапывать дождь, который едва не помешал нашей прогулке. |
4. Зрелище, которое я увидел, поразило меня. | 4. Я увидел зрелище, которое поразило меня. |