Подготовка управленческих кадров во Франции

Французские управленцы расценивают свою деятельность как интеллектуаль­ный вызов, требующий применения индивидуальных умственных способностей. Для понимания роли и статуса менеджера полезно иметь представление о системе подготовки управленческих кадров во Франции, которая помимо университетов осуществляется в высших профессиональных школах (grandes ecoles), в школах управления и администрирования (Institut d'Administration des Entreprises, IAE). Эти школы имеют очень высокую репутацию и ориентируются в первую очередь на профессиональную подготовку государственных служащих. IAE — это госу­дарственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Мини­стерством национального образования. Многие менеджеры высшего и среднего звена — выпускники Национальной школы администрирования (ENA), из кото­рой вышло не одно поколение государственных чиновников и руководителей экономики и торговли. Поработав на государственной службе, выпускники ENA часто переходят на работу в государственные или частные компании.

Интересно отметить, что для французского слова «cadre» нет точного англий­ского эквивалента (во всяком случае, «manager» не является таковым), зато есть вполне подходящий русский эквивалент — «кадры», «управленческие кадры»-Хорошо обученные, четко выражающие свои мысли, имеющие отличную подго­товку в области количественных методов, французские управленцы (управленческие кадры) образуют обособленную социальную группу, чему всячески способ­ствуют высшие профессиональные школы администрирования и управления, поддерживающие связи с выпускниками и культивирующие их элитарность. Сами выпускники известных университетов и высших профессиональных школ создают разного рода сообщества и объединения, которые играют влиятельную роль во французской политике и бизнесе. Кроме того, особое внимание уделяется жесткой системе отбора кандидатов на обучение, особенно в высших профессио­нальных школах. Чтобы выдержать высокий конкурс на поступление, выпускни­ки средних школ еще год или два интенсивно занимаются на подготовительных курсах с сильным математическим уклоном, развивающих способности к абст­рактному мышлению, в то время как для поступления в университет этого обыч­но не требуется. Считается, что кого учить — даже важнее, нежели чему учить.7

Что касается подготовки менеджеров непосредственно для частного бизнеса, то следует отметить, что пять наиболее престижных французских школ менеджмен­та, в их числе Высшая коммерческая школа {Ecole des Hautes Etudes Commercials, НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук {Ecole Superieure des Sciences Economiques et Commerciales, ESSEC) и Высшая коммерческая школа Па­рижа {Ecole Superieure de Commerce de Paris, ESCP), образовали консорциум, в рам­ках которого можно за 2 года получить диплом MB А на английском языке. Самой известной французской бизнес-школой по праву считается Европейский инсти­тут делового администрирования в Фонтенбло {INSEAD). Репутация этой школы в мире чрезвычайно высока и находится на одном уровне с Гарвардской или Лон­донской школами бизнеса.8

Новые тенденции в подготовке управленческих кадров связаны также с унификацией высшего образования в Европе, предполагающей переход на двухуров­невую систему бакалавр-магистр в рамках Болонского процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: